В Доме Правительства состоялось совместное заседание Палаты Представителей и Совета Республики Национального собрания. Заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак в ходе мероприятия подробно рассказал о работе в стране строительного и транспортного комплекса, которые являются одними из ключевых для развития национальной экономики и обеспечения комфортных условий жизни наших граждан.
Строительные работы и возведение жилья
Анатолий Сивак отметил, что за восемь месяцев этого года на выполнение строительно-монтажных работ направлено 12 млрд рублей, в сопоставимых ценах это составляет 105,2 процента к уровню прошлого года:
— Объем работ по капитальному ремонту подрядными организациями составил 1,2 млрд рублей, темпы роста к уровню прошлого года — 102,4 процента, по текущему ремонту — 2,3 млрд рублей, или 128,1 процента. В целом объемы подрядных работ за восемь месяцев 2024-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 9,5 процента. По итогам восьми месяцев 2024 года валовая добавленная стоимость в строительстве увеличилась на 9 процентов, что позволило отрасли обеспечить положительный вклад в формирование ВВП в размере 0,4 процентного пункта.
Он также сообщил, что подрядными организациями республики за семь месяцев обеспечена прибыльная и рентабельная работа. Чистая прибыль выросла на 47,2 процента — до 606,1 млн рублей, рентабельность продаж составила 9,1 процента (за семь месяцев 2023 года — 8,7 процента):
— Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по организациям с видом деятельности «Строительство» за январь — июль 2024 года составила 2,5 тысячи рублей и превысила среднереспубликанский уровень на 14,1 процента (темпы роста к соответствующему периоду прошлого года — 129,7 процента).
Кроме того, вице-премьер подчеркнул, что Правительством уделяется особое внимание вопросам сохранения кадрового потенциала в строительной отрасли страны:
— Также отмечу, что темпы экспорта строительных, инженерных и архитектурных услуг составили 104,2 процента — 420 млн долларов. Положительное внешнеторговое сальдо впервые достигло размера 224 млн долларов. Этому способствует проводимая во взаимодействии с правительством Российской Федерации работа по активному выходу белорусских подрядных организаций на рынки российских регионов.
Анатолий Сивак акцентировал, что по итогам работы за восемь месяцев в эксплуатацию введено 2,2 млн квадратных метров жилья, что составляет 49 процентов от годового задания. В свою очередь, годовое задание по строительству жилья с государственной поддержкой выполнено на 32,9 процента, ввод составил 0,46 млн квадратных метров. Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме введенного в эксплуатацию жилья составила 53,1 процента.
Обеспеченность населения жильем по итогам 2023 года составила 29,9 квадратного метра на человека, что превышает установленный в Программе социально-экономического развития Беларуси на 2021—2025 годы показатель (28,5 квадратного метра в 2025 году).Вице-премьер также обратил внимание, что существующие в настоящее время основные правовые акты, регулирующие порядок и условия государственной поддержки граждан (указы Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 года № 13 и от 4 июля 2017 года № 240), схожи по своей конструкции, содержат объемные и сложные предписания, изобилуют значительным количеством отсылочных норм:
— Все указанное делает их тяжелыми для восприятия не только простыми гражданами, но и специалистами. В связи с этим Правительство разрабатывает один нормативный акт, где будут закреплены все формы государственной поддержки граждан. Положения этого акта должны быть изложены простым и понятным языком. Это требование Главы государства.
Перевозки и дороги
Анатолий Сивак сообщил, что за восемь месяцев текущего года валовая добавленная стоимость по транспортной деятельности составила 106,1 процента к соответствующему уровню 2023 года. Это достигается за счет роста объемов транспортной работы — грузооборота (102,8 процента) и пассажирооборота (109). Растет и экспорт транспортных услуг — 113,5 процента.Пассажирооборот транспорта за восемь месяцев года сложился на уровне 109 процентов. Рост наблюдается по всем видам транспорта. Здесь наибольшие темпы показывают автомобильный транспорт — 114,7 процента, городской электрический и метрополитен — 108,3.
Говоря о развитии дорожной инфраструктуры, вице-премьер отметил, что в железнодорожной сфере продолжаются работы по восстановлению и развитию участка 9-го транспортного коридора (Жлобин — Могилев — Орша — Витебск — Езерище). Работы планируется завершить до 31 декабря 2026 года.
— В целях перевозки экспортно-импортных грузов в порты северо-запада автомобильным транспортом, повышения эффективности этих перевозок в ноябре 2024 года вводятся в эксплуатацию участок дороги М-3 от Логойска до Плещениц, выполненный по первой категории, и дорога Р-46 на участке от Сорочино до Полоцка, где решается главная проблема — увеличение нагрузки на ось. А также заканчивается капитальный ремонт дороги от Полоцка до границы с Российской Федерацией.
Анатолий Сивак также рассказал, что по другим участкам дорог М-3 и Р-46 работы будут продолжены и в 2025 году:
— В этом году для продвижения наших экспортных потоков будут начаты работы по дорогам М-10 и Р-122, соединяющим наши центральные и западные регионы с восточными и с Российской Федерацией и дальше.
Вице-премьер подчеркнул, что в сфере пассажирских перевозок основной упор делается на обеспечение потребностей населения в транспортных услугах, упорядочение и повышение эффективности работы различных видов транспорта в рамках законодательства. С 1 ноября начнется полноценная реализация Указа Президента Республики Беларусь от 25 января 2024 г. № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров», обратил внимание Анатолий Сивак:
— В настоящее время идет важный процесс наполнения государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении» сведениями о перевозчиках, транспортных средствах, водителях и диспетчерах.
По его словам, актуальным является вопрос повышения скорости и комфортности перемещения граждан к городам-спутникам:
— Решение данного вопроса предусматривается обеспечить за счет изменения состояния и параметров дорог и применения планируемого к закупке современного подвижного состава.
Вице-премьер также сообщил, что в настоящее время готовится нормативный акт, направленный на ускорение развития проекта «Городская электричка».
АКЦЕНТЫ
Сильные регионы
Председатель Совета Республики Национального собрания Наталья Кочанова:
— Нужно обратить внимание на доведение заданий областям и городу Минску по строительству жилья. Мы должны пойти по тому пути, который был согласован и Президентом нашей страны, и определен VI Всебелорусским народным собранием, — сильные регионы. Сильные регионы будут тогда, когда мы будем строить жилье, когда люди будут иметь возможность его там построить, и тогда они там останутся. Есть задание — «Один район — один проект», давайте под это будем строить там жилье.
Ключ развития
Председатель Палаты представителей Национального собрания Игорь Сергеенко:— Вопросы строительного и транспортного комплекса, а также жилищно-коммунального хозяйства являются одними из ключевых для развития национальной экономики и обеспечения комфортных условий жизни наших граждан. Они находятся на особом контроле Главы государства. По итогам их своевременного и качественного разрешения люди в целом оценивают эффективность деятельности всей вертикали власти. Значительное число обращений граждан, поступающих депутатам, по-прежнему касается коммунальных услуг, благоустройства, содержания населенных пунктов, развития инфраструктуры и транспортного сообщения.
isaenok@sb.by,
kryzhevich@sb.by