– Никита, в 2018 году коллектив авторов «Сучаснага комiкса» представил первую большую работу – альманах «Легенды дремучего леса». В описании сказано, что это сборник историй-ужастиков, страшных сказок и городских легенд. Почему для дебюта выбрали именно жанр хоррор?
– Многим кажется, что в комиксах рассказывается только о супергероях, которые носят трико, рушат дома и сражаются с монстрами, но это не так. Первые коллажи из рисунков были с нотками юмора, их участники отправлялись на поиски приключений, а также оказывались в центре событий, от которых кровь стынет в жилах. Нам показалось это символичным: сделать первый сборник в стиле, с которого начиналось все комикс-движение. За основу взяли фольклор – это благодатная почва для творчества.
Кстати, вы знали, что наш Железный человек появился намного раньше, чем герой Marvel?
Белорусская версия героя, которого сыграл Роберт Дауни – младший, – мифический персонаж, родом из центральной части Полесья. По преданию, он вобрал в себя всю железную руду из болот. В «Легендах дремучего леса» мы на свой лад пересказали знакомую многим историю об ужином короле, легенду о возникновении Могилева и Всеславе Чародее, который оборачивался волком. Женя Киямов и Миша Самусенко придумали и вовсе новое повествование. События их комикса «Слухай» разворачиваются в 1980-е годы на не существующей тогда третьей линии минского метро.
– В конце 1980-х – начале 1990-х в стране сборники печатали большими тиражами, по 200–300 тысяч экземпляров. Поначалу читатели активно покупали «тетрадки», это было чем-то новым на рынке. Уже к середине 1990-х спрос упал, белорусский комикс-мир ушел в спячку, она продолжалась где-то до 2010 года. Период с 2010-го до 2019-го я бы назвал эпохой ренессанса для комикс-комьюнити в нашей стране: появились классные авторы, стало больше интересных сюжетов. К сожалению, в данный момент из-за коронавируса процесс затормозился. Книжные магазины пустуют, на складах пылятся отпечатанные тиражи. У многих издательств нет финансовых возможностей запускать новые проекты, расширять рынки сбыта. Сейчас мы сделали три шага назад, и неизвестно, сколько времени уйдет на то, чтобы вернуться к исходному положению.
– Можно ли внешне отличить американский, европейский, японский и белорусский комиксы?
– Проще всего отгадать японскую мангу, ее визитная карточка – огромные глаза и развитая мимика у героев. Для авторов из Страны восходящего солнца важны эмоции, они много внимания уделяют прорисовке лиц, положению тела. Особенность манги в том, что читать ее нужно справа налево: обложка находится там, где мы привыкли видеть финал истории, а конец – на титульной странице. С американскими и европейскими будет посложнее. Первое, на что я бы обратил внимание, это на объем. Американские авторы чаще всего выпускают синглы: в одном комиксе – одна история. В это время, например, в Бельгии или Франции под одной обложкой выходят целые серии, поэтому внешне выглядят увесистее. Если на картине будет супергерой, то это однозначно Америка. В Европе же предпочитают иллюстрировать жизнь обычного человека, в этом они похожи с белорусскими комиксами. У нас нет своей версии Человека-паука или Халка, и действия разворачиваются без особых спецэффектов. Но некоторым читателям это и нравится, ведь они видят в картинках таких же людей, как и они сами.
– На экране отлично бы смотрелся белорусскоязычный комикс «Дзе жылі Бурсонікі». В 1990-е годы он публиковался на страницах журнала «Бярозка». Первое время его даже не называли комиксом, он выходил под рубрикой «Истории в картинках». «Дзе жылі Бурсонікі» – это серия рассказов о космонавтах, которые отправляются в межгалактические путешествия и попадают в различные перипетии. Тема космоса сегодня популярна, поэтому у ленты нашелся бы свой зритель.
– По описанию сюжет чем-то напоминает «Интерстеллар»…
– Возможно, но наш вариант получился бы не таким сложным для восприятия. Материала хватит на целый сериал, поэтому не нужно будет пытаться поместить весь сценарий в один фильм, который мало кто смог посмотреть с одной попытки.
– На стене сообщества вашего объединения «ВКонтакте» вы публикуете мини-интервью с теми, кто причастен к созданию белорусских комиксов. В беседе каждому герою задаете вопрос: как бы он в одностраничном комиксе изобразил современное состояние комикс-культуры в нашей стране. А как бы вы сами на него ответили?
shestakevich@sb.by
Фото БЕЛТА, vk.com/modern_comics_by