Наш цветочный рынок не первый год развивается в трендах мировой моды. География поставок не ограничена, выбор огромен, цены разнообразны — от люкс-запросов до простых радостей. Однако можно ли из этого буйства красок собрать чисто белорусский букет? Наш собственный корреспондент отправилась на поиски родных цветов, достойных радовать не хуже заморских.
Армянские, как голландские
За последние пару лет в цветочных рядах заметно прибыло. Раньше маршрут пролегал в основном на рынки, где букетные композиции занимали ряд-другой. Нынче этот бизнес заметно прирос за счет студий и павильонов. Первый на моем пути — атмосферный цветочный салон в центре Гомеля. Милая барышня охотно рассказывает о своем «цветнике»:
— Работаем только с Голландией. У нас ориентир на необычные композиции, которые в другом месте не купишь. Вот, например, пионовидная роза. Одна — от семи рублей...
— А белорусские цветы есть?
— Нет. Честно говоря, даже не знаю, существует ли вообще такое предложение на цветочном рынке. Но вы можете заглянуть за угол, там есть магазинчик, в нем розы по полтора рубля. Возможно, белорусские.
Реклама на воротах о цветах по доступной цене не дает пройти мимо. В полумраке салона девушки распаковывают свежий привоз. Передо мной на прилавке ну прямо «миллион алых роз». Штурмую с нескрываемой надеждой:
— Наши? По 1,50?
Старший мастер предприятия «Красная гвоздика» Инна Буренкова с тюльпанами, выращенными в гомельских теплицах.
Отправляюсь туда. Первые три павильона, считай, впустую. Уже знакомый импорт. А вот в четвертом меня удивляют, предлагая... армянские: «Они, как голландские, — заверяет продавец. — А цена ниже. Берите. Отдам за трешку». Но я за другим пришла. После нескольких кругов по рынку таки хватаю удачу за хвост в виде пепельных роз с упругими бутонами на недлинных ножках:
— Минские, — рекомендует продавец свежий товар. — Отдаю по 2,50. Только у нас нынче одного цвета. Если вам нужен выбор, загляните в магазин на вокзале, там продают гомельские розы, — как-то не по-коммерчески щедро делится информацией.
В который раз для себя подмечаю, что цветочный бизнес — все-таки душевная штука.
Белорусские орхидеи — это реальность
Без труда нахожу цветочный магазин в здании железнодорожного вокзала. Продавец ориентирует в ассортименте:
— Розы — белорусские. Могу предложить цветы от 50 копеек и выше. Зависит от длины ножки. Все свежие. Сегодняшний срез.
Откуда «ножки» растут у этих роз, выясняю здесь же. Поставщик — фермерское крестьянское хозяйство «Цветоводство» из рабочего поселка Костюковка. Его глава Владимир Гуценков не против встретиться в теплицах, которые занимают около 2,8 тысячи квадратных метров под стеклом:
— На этой площадке как фермер работаю с 90-х, а в озеленительном деле с 1972 года, — рассказывает глава хозяйства, которому уже под 70. — Скажу так: для меня цветы — не бизнес, а любимое дело.
Владимир Гуценков.
— Растить розы в межсезонье — недешевое удовольствие. Отопление много тянет. Были бы для цветоводов предусмотрены льготы на энергоресурсы, уверен, отрасль получила бы хороший толчок. Работаем с голландским материалом, который адаптируем под наши условия. Гарантирую: белорусские розы стоят дольше импортных, к нашим квартирным температурам они приспособлены лучше, чем привозные. Стараемся держать доступные цены, чтобы такая красота была каждому по карману. Продаем в своем магазине и под заказ. Например, есть у нас постоянный клиент, который каждый год дарит супруге 101 розу в благодарность за рождение дочери. Такая вот романтика.
Цветочная рассада для предприятий и населения — еще один тренд костюковского фермера. Говорит, это как подушка безопасности, которая позволяет не отказываться от роз и... орхидей. Не сразу понимаю:
— То есть?
— Растим орхидеи в грунте, — фермер ведет к рядам, которые смутно напоминают мне бабушкин лилейник. — Правда, урожай «собираем» в декабре — январе. Сейчас той красоты уже не увидите. Срезаем на продажу, предлагаем ветками и букетами. Откровенно говоря, на выращивании орхидей заработать проблематично. Это дело скорее «из любви к искусству». Но очень хотелось попробовать, получится ли у нас. Получилось. Так что белорусские орхидеи — это тоже реальность.
Герберы из-под Гомеля
Букет из белорусских роз и орхидей — уже хорошо, но мало. Еще несколько точек на карте Гомеля, и для меня открываются совершенно неожиданные горизонты. Например, тот факт, что белорусские тюльпаны в этом сезоне полностью перекрыли завозные:
— На 8 Марта торговали только местными тюльпанами, народ хорошо покупал, потому что было очень доступно, по рублю за штуку, — рассказывают на цветочном пятачке в спальном микрорайоне. — Кто-то брал на реализацию пинские, кто-то ветковские, а некоторые покупали оптом в гомельском предприятии «Красная гвоздика».
Цветочный магазин «Лотос» намечаю для себя как последний в поисках. Но именно здесь меня ждет настоящий суперприз. Хозяйка салона представляется Катериной Барановой. Моему вопросу о белорусских цветах ничуть не удивляется:
— Герберы, пожалуйста. Вот уже несколько лет выращиваем в своих теплицах под Гомелем. Как-то увидели, что подобное делают в Польше. Тоже решили попробовать. Сейчас в продаже первый урожай этого сезона. А в конце апреля они будут просто роскошные. На голландские цена набегает до 4 рублей, мы же предлагаем по 2. Когда цветок пойдет массово, и вовсе будет по рублю.
К герберам добавляет белоснежные каллы — тоже свои. С теплыми месяцами пойдут розы и подсолнухи. Катерина раскладывает все по полочкам:
— Это у нас семейное дело. Начинали родители. Вдвоем с сестрой теперь помогаем. Я по образованию юрист. Но по сути — творческий человек. Так что цветы оказались делом моей жизни. Раньше мы тоже работали в основном с привозными цветами. Однако в последние годы пробуем свое. И это, поверьте, ничуть не менее красиво и качественно, чем чужое.
Что получилось на выходе? С точки зрения флористики, наверное, странное решение. Однако, на мой взгляд, очень душевная композиция: гомельские герберы и каллы, костюковские розы и орхидеи, пинские и ветковские тюльпаны. Главное, свой, белорусский букет.
КОМПЕТЕНТНО
Ольга Соловьева, заведующий сектором Комитета госконтроля Гомельской области:
— Ситуация на нашем рынке свежей цветочной продукции за последние три года изменилась. Если раньше это был в основном импорт, то сегодня появляется все больше предложений от местных производителей. Например, спрос на тюльпаны 8 Марта в регионе практически полностью закрыли фермеры и предприятия Гомельской и Брестской областей. Пока единичны предложения по розам, нет практики выращивания гвоздики, хотя ранее это было. Направления для развития цветоводства в регионах сегодня есть. И это решает как вопросы импортозамещения, так и занятости людей.
Фото Виолетты Дралюк и Анны Пащенко.