— Она возникла не на пустом месте. Формировалась все послевоенные годы, — отмечает Юрий Шевцов. — Пускай в рамках БССР, внутри Советского Союза, но у нас была своя особенность.
В Беларуси всегда у власти находился именно лидер, а не подставная фигура, который всегда стремился выходить напрямую «в народ».Отдельно гость ток‑шоу «Будни» высказался о роли Конституции в политическом процессе нашей страны:
— Особенность нынешнего исторического пути заключается в том, что у нас идет нащупывание, каким образом дать возможность политически активничать тем, кто этого хочет.
В нашей стране есть достаточное количество людей, особенно молодых, которые ищут себя в политике, но не знают, как встроиться в систему власти. И вот сейчас надо найти место этим людям с их инициативами и активизмом. Это у нас называется повышением значения Парламента. Низовой активизм начал находить себя в институциональных формах, в том числе через Парламент и Всебелорусское народное собрание. Именно это и фиксирует Конституция.30‑летний период крепкой власти и устойчивого развития страны, по мнению Юрия Шевцова, значительным образом повлиял и на вступление Беларуси в ШОС. Напомним, генсек Шанхайской организации сотрудничества Чжан Мин накануне назвал дату возможного решения о предоставлении Беларуси статуса члена организации — 3 — 4 июля в Астане.
— А ведь действительно, в ШОС находятся страны с очень мощной вертикалью власти, — подтверждает Юрий Шевцов. — Даже если брать Индию, то при всем их федерализме президентская власть у них сильная.
Говоря об электоральных и политических процессах, собеседники затронули и тему единого дня голосования в Беларуси, и тему президентских выборов в России. Внимание в первую очередь обратили на активность и высокую явку:
— Рядом, в Украине, например, другая ситуация, — анализирует Юрий Шевцов. — У них сейчас тоже должна была быть президентская кампания, но в отличие от Беларуси и России их президент и политическая система не решились на это. А могли бы. Тогда бы мы посмотрели, какая у них власть в реальности. Что касается двух наших стран, то электоральные кампании действительно показали, что общество в целом поддерживает действующую власть. У нас, а прежде всего в России, идет очень важный глубинный процесс преодоления последствий перестройки — того разложения, которое сделало возможным все, что произошло в 1990‑х годах. Электоральные кампании отражают внутреннюю тенденцию общества к очищению от всей той грязи, которая тогда всплыла и до конца еще не преодолена.
Политолог обращает внимание на еще один момент: процесс смены поколений. К власти, говорит, приходит молодое поколение:
— Это очень сложный для политической системы процесс, но он проходит управляемо.
deu@sb.by
Полную версию беседы на актуальные политические, геополитические и экономические темы смотрите на YouTube‑канале «СБ ТВ».