«Набукко» вернется в Большой театр Беларуси

Об этом сообщило руководство театра на пресс-конференции в Несвиже, посвященной открытию «Вечеров Большого театра Беларуси в замке Радзивиллов».

«Набукко». Та самая опера, на премьере которой зал вместе с хором пел «Immenso Jehova», потому что мелодии Верди, просочившись сквозь дубовые двери «Ла Скала», словно бабочки разлетелись по всему Милану.

Премьера «Набукко» в Беларуси состоялась 8 июня 1999 года – на два года раньше, чем в современной России. До этого единственная постановка в Восточной Европе была в Мариинском театре.

В лихие 1990-е наш Большой театр выживал за счет европейских гастролей. В театре хозяйничали заезжие импресарио. Среди них был и Франческо Привитера, запомнившийся нашим журналистам бессмертной фразой: «Зачем тебе этот Паваротти? Он же совсем не умеет петь!»

Именно Привитера поставил с белорусскими артистами «Набукко» для летнего фестиваля в швейцарском Кибурге. В главных ролях были Тамара Глаголева, Олег Мельников Василий Ковальчук, Тамара Воропай, Наталья Руднева, Эдуард Пелагейченко, Сергей Франковский. Чуть позже в партии Абигайль заблистала Нина Шарубина. Но главной приманкой для Привитера был хор под руководством легендарной Нины Ломанович. Не секрет, что в Европе столь профессиональных оперных хоров попросту нет.

Эту постановку наш зритель увидел в усеченном концертно-сценическом виде. Сцена была завешана какими-то странными тряпками. Но даже в таком виде опера имела ошеломляющий успех.

А в 2010 году приглашенный из Москвы режиссер Михаил Панджавидзе поставил настоящий помпезный спектакль.

–Мы открывались этим спектаклем после ремонта, – рассказывает народный артист Беларуси Владимир Петров, певший партию Набукко. – Мы хотели показать все возможности машинерии театра. Лента шла, башня крутилась… Потом мы от нее отказались, потому что она несколько раз нас подвела. На премьеру мы пригласили митрополита Филарета, царство ему небесное, чтобы он после ремонта освятил театр. Посмотрев спектакль, Филарет сказал, что спектакль о вере и о человеке без веры.

Прошли годы, и мы можем сказать, что спектакль – это великий урок о предательнице и самозванке. В финале вместе с Набукко торжествует еврейский народ, спасенный от Холокоста.

«Набукко» в постановке 2010 года прошел в Большом театре Беларуси 36 раз.

– Мы трижды его окупили, – признавался тогдашний директор Большого театра Владимир Гридюшко.

Последний показ был в бенефис Шарубиной в январе 2016 года.

Но уже в феврале 2018 года было объявлено, что в начале 2020 года выйдет новая редакция. Была даже объявлена дата премьеры – 15 марта 2020 года. И даже после того, как премьера по объективным причинам отменилась, театр настаивал на том, что концертно-сценическую версию «Набукко» покажут в июне 2020 года на «Вечерах Большого театра Беларуси» в замке Радзивиллов.

Так и случилось год спустя, когда после пандемических ограничений Большой театр Беларуси вернулся в несвижские пенаты.

И было великолепное представление во внутреннем дворе Несвижского замка с эксклюзивным набором певцов: Станислав Трифонов, Нина Шарубина, Андрей Валентий, Алексей Микутель, Оксана Волкова. «Какие имена!» – воскликнете вы. «Какие голоса!» – воскликну я.

Кстати, фестиваль в Кибурге, для которого готовилась первая белорусская постановка «Набукко», также проходил во внутреннем дворе замка. Совпадение? Рифма?

Очень удачно смотрелась темпераментная режиссура Галины Галковской. Оркестр под управлением Олега Лесуна звучал безупречно и нигде не расходился ни с певцами, ни с хором, – несмотря даже на то, что действие происходило у дирижера за спиной. И хор под бессменным руководством Нины Ломанович – одна из фишек нашего Большого.

Воистину, чудо! Что в этот вечер, несмотря на жару и тепловые удары, обещанная гроза прошла стороной. Что люди, собравшиеся во внутреннем дворике, все сильнее разжигались музыкой и все глубже вовлекались в действие, даже не понимая слов.

Опера началась в девять вечера и длилась чуть ли не до полуночи, но, несмотря на поздний час, люди еще минут 15–20 аплодировали стоя, кричали, радовались.

– Мы приехали ради «Набукко»! – призналась минчанка Зоя Андросевич. – В Минске опера не идет!

Хочу успокоить Зою – «Набукко» в Минске будет.

– Позавчера у нас был худсовет, и большинством голосов решено, что новая постановка «Набукко» будет через год, – сообщил художественный руководитель Большого театра Беларуси Валентин Елизарьев на пресс-конференции, состоявшейся за шесть часов до спектакля в Гетманском зале Несвижского дворца.

– Буквально позавчера мы обсуждали перспективный план постановочной деятельности театра, рассчитанный, пока предварительно, до 2024 года. В том числе мы рассматривали «Набукко», – поделился подробностями генеральный директор Большого театра Вячеслав Гарбузов. – При первой постановке [имеется в виду постановка 2010 года], в спектакле были задействованы практически все возможности нашего Большого театра. Это и плунжерная система, и механизация сцены, и возможности освещения. Поэтому перед театром стоит задача не только восстановить «Набукко», но и превзойти те достижения, которые были в первоначальной постановке.

Понятно, что работа большая и затратная, и спектакль в Несвиже – пробный шар на этом пути.

– Мы сегодня нацелены на хороший результат и на хорошее восприятие зрителей, – подытожил Вячеслав Гарбузов. – Посмотрим, как оно пройдет, и тогда уже будем заглядывать в будущее.

Как очевидец говорю: состоялось на все сто процентов! А значит, можно надеяться, что скоро мы увидим «Набукко» на большой столичной сцене.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter