В мои обязанности входит посещение учеников на дому, беседы с родителями. Я работаю в школе на окраине города, и у нас в классе много детей из частного сектора. Приходится обходить огромные территории, шлепать по лужам или сугробам под лай собак, рискуя в любую минуту быть сбитой велосипедистом или мотоциклистом. Да и родители бывают разные, не в каждом доме рады учителю, случаются конфликты. А если чей-то папаша еще и нетрезвый, общаться с ним бывает по-настоящему страшно: что такому взбредет в голову?
У милиционера хотя бы есть средства обороны, а у нас? Сумка с тетрадками?
А еще мы проводим индивидуальные занятия с отстающими учениками, думаем, чем занять детей в субботу, организуем культпоходы, обеспечиваем дисциплину во время спортивных соревнований. Кроме того, наводим порядок в классах, кабинетах, поливаем цветы, развешиваем и расставляем наглядные пособия — ведь уборщицы этим не занимаются. Даже косметический ремонт классов в летнее время ложится в основном на нас, педагогов. Просим родителей принять посильное участие, кланяемся, унижаемся. А в ответ плюс ко всему нередко слышим обвинения в поборах.
Мы с коллегами часто думаем: настанет ли время, когда учитель будет только преподавать, передавать свои знания школьникам? Много раз с высоких трибун говорилось о необходимости снять с педагогов дополнительную нагрузку. Но воз и ныне там. А ведь, чтобы заниматься своим делом качественно и со всей ответственностью, нельзя гнаться за десятью зайцами. Сделав из педагогов мастеров на все руки, мы добились того, что уважение к этой профессии практически сошло на нет.
Людмила Д., Могилев