Цена — договорная
Чтобы не попасть впросак, начала с изучения аналогичных предложений. Лев Лещенко, Алла Пугачева, Мария Пахоменко, Вячеслав Добрынин… Первый же запрос на одной из известных в сети барахолок дал больше 1000 результатов. Выходит, не такой уж у меня редкий товар. А стоимость — от 50 копеек за штуку. Энтузиазма это не добавило, но я продолжила просматривать объявления.Одну из пластинок — Анна Герман. «Последняя встреча», которая есть и в моей подборке, — нахожу в списке лотов всего за 2 рубля. Интересно, что в год ее выпуска на ленинградском заводе — 1983-й — стоимость была вдвое выше, к тому же в советской валюте. Предполагаю, что и сейчас сбыть можно подороже.
— А какое состояние ваших пластинок? Если царапанные — они и даром никому не нужны, — со знанием дела говорит один из продавцов, к которому обращаюсь за консультацией. Признается, что сам недавно продал… 160 штук за 20 рублей. Покупатель забрал для декора на дачу.
Анализирую свой товар: кажется, состояние хорошее — не деформированные, без царапин.
— Тогда 5 рублей за штуку — это потолок, — выносит вердикт собеседник. — У многих вся советская эстрада в коллекции уже есть. Да и издавались такие пластинки большими тиражами. Другое дело — импорт. Например, за английский или итальянский винил в отличном состоянии покупатели готовы платить по 15—20 рублей.
Из импорта у меня только группа «Оттаван» со знаменитой композицией Hands Up и другими хитами. Но на обложке эмблема все той же фирмы «Мелодия», а производство Апрелевского ордена Ленина завода грампластинок…
— А что, если подойти в Минский клуб филофонистов, который собирается по субботам в ДК тракторного завода?
Собеседник отвечает, что и сам там бывает:
— Только там мало что покупают. Чаще меняются.
Такой вариант мне не подходит. Поэтому останавливаюсь на продаже через интернет. Размещаю объявление и жду. За выходные больше полусотни просмотров. И ни одного вопроса. А ведь в графе «цена», я указала — «договорная».
Автограф на память
Запасаюсь терпением. А тем временем решаю изучить, какие пластинки на вторичном рынке действительно ценятся. Год выпуска, как предполагала с самого начала, оказывается, не главное. Нашла даже винил 50—60-х годов прошлого века — продавец предлагает «не менее 150 штук» за 150 рублей одним лотом. А вот альбом Kaya Боба Марли и группы Тhe Wailers (Англия, 1978 год) выставлен за 155 рублей — один. Но не обычная массовая пластинка, а «редкий заводской вариант издания — он не предназначался для продажи и был сделан как тестовый», как написал владелец. Или пластинка Карлоса Сантаны и Бадди Майлса с автографами (Англия, 1973 год) за 525 рублей.— Неужели советские пластинки сегодня никому не интересны? — обращаюсь за экспертным мнением к минчанину Олегу Темкину: он собирает свою коллекцию винила и аудиоаппаратуры не один десяток лет.
— Только если речь про эстраду. Хоть такие пластинки и пользовались популярностью, они выпускались миллионными тиражами. И их недра неисчерпаемы еще много-много лет. В то же время «Мелодия» издавала записи и небольшими партиями. В частности, музыку некоторых бывших советских республик. Может, слышали про такие ансамбли, как «Фирюза», «Дос-Мукасан», «Гунеш». За оригинальные пластинки этих коллективов коллекционеры и сегодня готовы выложить сотни долларов! А из белорусской музыки в цене, например, «Песняры» на виниле, который выпускался на экспорт. Еще дорого стоят некоторые пластинки с советским джазом и классикой. Скажем, за комплект из пяти штук с записями скрипача Юлиана Ситковецкого мелодиевского издания 1976 года на специализированных мировых площадках в среднем просят 300 долларов. Тираж был всего несколько тысяч экземпляров.
Вносит эксперт ясность и в правила оценки состояния товара. Оказывается, для этого есть общепринятая международная система. Mint (M) — значит «новая пластинка, в идеальном состоянии, конверт без дефектов». Poor (P) — пластинка может быть сильно погнута, иметь царапины и не проигрываться без перескоков. А между ними еще ряд промежуточных уровней: Near Mint (NM/M-) или Excellent (EX); Very Good Plus (VG+); Very Good (VG); Good Plus (G+). Чем ниже оценка, тем меньше стоимость.— В любом случае нужен визуальный осмотр, — уточняет Олег. — По некоторым пластинкам, например, сразу видно, что их проигрывали на аппаратуре невысокого класса, где очень сильное давление иглы. Но встречаются и новые пластинки, только из конвертов, которые сразу начинают трещать и скрипеть во время проигрывания. Почему? Возможно, с одной матрицы для печати было сделано слишком много копий. И, конечно, есть экземпляры, которые представляют абсолютную коллекционную ценность в плане содержания или истории. Тогда уже не важно, с царапинами они или нет.
Олег Темкин с редкими пластинками.
В коллекции минчанина есть, например, маленькая гибкая пластинка Джона Леннона с его фотографией, выпущенная «Мелодией» на Тбилисской студии грамзаписи ограниченным тиражом в 1974-м. Совсем невзрачная, но ее средняя цена — 20—30 долларов.
— Записана, конечно, плохо. И все же представляет коллекционный интерес. Особенно для западных ценителей. Ведь если в Союзе гибкие пластинки были массовыми, их выпускали даже как вкладыши к журналам, то за рубежом — это настоящая редкость.
Что касается автографов музыкантов, они могут как повышать стоимость винила в разы, так и совсем на нее не влиять, уверен Олег Темкин. Вопрос в том, чей это автограф и есть ли подтверждение, что он подлинный.…А мои пластинки и спустя три недели не вызвали интереса у покупателей. Что ж, можно еще попытать счастья на зарубежных сайтах — винил, который у нас предлагают за 5 рублей, там выставляют за 5 долларов или евро. Хотя есть нюансы — платное размещение объявления, упаковка, доставка… Похоже, что овчинка стоит выделки, только если товар действительно ценный. Что остается? Предложить в музей или… народным умельцам. Оказывается, творческие люди давно придумали массу вариантов использования в быту обычных виниловых пластинок. Начиная от оригинальных сумок и конфетниц, заканчивая материалом для кровли крыш. А самая популярная тема — настенные часы.
ИНТЕРЕСНО
Было время, когда в СССР создавались даже подпольные фабрики по производству пластинок, где музыку записывали на проявленных рентгеновских снимках. Или, как говорили в народе, — «на костях».
dekola@sb.by