Способны ли наши товары составить конкуренцию зарубежным образцам?

На импорт надейся, а сам не плошай

Если пройтись по магазинам и рынкам, то увидим массу товаров, завезенных из других стран. От автомобилей и бытовой техники до банальных шурупов, зубочисток и женских заколок. Перед Правительством давно поставлена задача не только увеличивать экспорт, но и сокращать импорт. Красноречивый пример привел Президент в недавнем Послании: только в прошлом году в страну ввезли более шести тысяч автомобилей, подобных МАЗу. 

А собственный производитель тем временем просит у государства поддержки. Имея свои производства телевизоров, холодильников, стиральных машин, СВЧ-печей и прочего, все это тащим из-за границы, транжиря с таким трудом зарабатываемую валюту. Есть ли выход из этого замкнутого круга? Или импортозамещение — занятие бессмысленное и бесполезное? Способны ли наши товары составить конкуренцию зарубежным образцам?



К Чему изобретать велосипед

Леонид Заико, руководитель аналитического центра “Стратегия”

У нас есть две основные теоретические ошибки, которые постоянно деформируют экономику страны. Первая, о которой я говорю уже 20 лет, — это регулирование цен. В государстве с малой открытой экономикой цены определяются и формируются внешними рынками. Если мы “руководим” ценами, то закладываем неправильную матрицу издержек, цен, тарифов, заработной платы и прибыли. Ошибки мультиплицируются и дают снежный ком негативных последствий.

Вторая ошибка — использование принципа импортозамещения. Устойчивый и обманчивый стереотип. Если все страны будут ограничивать импорт, то есть чужой экспорт, прекратится вся мировая торговля. Вы не покупаете товары наши, и мы это будем делать с вашими. Каждая страна начнет производить свои машины и телевизоры, мировое разделение труда исчезнет.

Такое движение в тупик никогда не произойдет. Мировая торговля выгодна всем, для чего и создана ВТО. И это опыт столетий, опыт человечества. Конечно, если одна небольшая страна, скажем, Северная Корея, захочет полностью производить всю гамму товаров и услуг, то получится крайне неэффективная производственная система. Это прекрасно видно на примере одного из юбилеев в Пхеньяне, когда для торжества были собраны (скопированы) два экземпляра автомобиля “Мерседес600”. Корейские товарищи доказали, что могут производить самые дорогие и совершенные авто. В двух экземплярах.

Экономисты XVIII—XIX веков разработали теорию сравнительных преимуществ, которая и раскрывает движущие силы мировой торговли. Равно как и теория сравнительных издержек эта модель дает понимание эффективности обмена товаров и возможность разработки собственной экспортной стратегии на основании сравнительных преимуществ: природных, цены рабочей силы, эффективности факторов производства. Например, раньше природные факторы играли доминантную роль. Сейчас главным становится человеческий капитал. Если разработка нового лекарства обходится до 1 миллиарда долларов, то нам нечего и думать о импортозамещении новых высокотехнологических лекарств. Переходим на дженерики, повторяем формулы и технологии прошлого. А это не импортозамещение, а способ плестись за передовыми технологиями.

Есть и строго экономические процедуры. Скажем, как эффективнее потратить один миллиард долларов? Вложить в импортозамещение, построить новые заводы по выпуску бумаги, создать новые производства по сборке авто и телевизоров? Или создать два новых завода по переработке нефти? Особенно с учетом того, что российские предприниматели за последние 20 лет ничего нового в этой сфере не построили?

Упростим задачу. Где выше результат: там, где у нас хорошие рынки и экспорт успешный? Или там, где надо стартовать и входить в мировую конкурентную борьбу? Ответ очевиден: надо наращивать усилия на тех прорывных направлениях, которые у нас дали наибольший результат. Да и как не понять того, что если треть рыбы мы покупаем в Норвегии, то и будем покупать. Собственные караси и карпы не изменят ситуации. Половину зерновых в прошлом году покупали в Украине. Там природные условия лучше наших и продукция будет дешевле.

Вспоминаю некогда бодрые планы пищепрома об увеличении собственного производства сахара и подсолнечного масла. Об этом сейчас уже забыли. Но было понятно изначально: развить мы, конечно, можем, но сколько будут стоить хлеб и масло? Что в итоге? Импорт как был, так и остался. Причем половина подсолнечного масла завозилась в 2014 году из России, половина — из Украины. Теперь в ЕАЭС все пойдет из России. Сахар также импортируем как и прежде. Половину из Бразилии, по “четвертинке” из Кубы и Мексики.

И в других кластерах потеряли. Телевизоры уже завозим из России. Своих осталось на рынке около 20%. Россия не стала заниматься импортозамещением, усилила свой выпуск. И теперь 80% покупаемых в нашей стране телевизоров произведено в России. Они развили совместное производство, что и стало эффективным решением.

Однако именно сейчас Россия стала брать курс на импортозамещение. Копируют с нас? Ничего подобного. Украина отрезала десятки военных производств. Стоят эсминцы без украинских турбин, вертолеты боевые без запчастей и прочее. Да и “Мистрали” показали, что прижать соперники могут. 

Но Россия — большая экономика, мы малая. К тому же мы в экономическом союзе. Именно данное обстоятельство и стимулирует развитие нашего экспорта, а не копирование производств соседних стран. Хотя детские игрушки, рабочие куртки и метлы вполне можем производить сами. Но для этого нет необходимости выстраивать некую стратегию. Экономика наша по существу пока экспортно ориентированная, а не импортозаменительная. Президенту предстоит  немало сделать, чтобы заставить Правительство это понять и трансформироваться!

Чужого нам не надо

Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ

Импортозамещение для нашей страны — это не сверхзадача, а элементарный здравый смысл. “Само” здесь не утрясется. Рост импорта означает рост зависимости. Наибольшую угрозу несет импорт в сегменте непродовольственных товаров, где в прошлом году он составил 80 процентов. И проблема эта не результат стихийных бедствий и внешних происков, а создана во многом нами самими.

Ослабив государственное влияние на формирование внутреннего рынка потребительских товаров, мы получили негативный эффект. То есть “хотели как лучше”, а в итоге все больше заработанных на экспорте денег отдаем зарубежным поставщикам бытовой техники, одежды и обуви. Исправлять ситуацию нужно решительно и быстро. Тем более что мировая практика дает немало примеров таких действий. В США во время Великой депрессии стал популярным лозунг “будучи американцем, покупай американское”. То же самое делали Япония и Южная Корея в период возрождения послевоенной экономики. Там запретили даже импорт бананов. В Израиле поставили барьер для всех продуктов питания, которые выращиваются в стране. Такие меры стимулируют местных товаропроизводителей, дают им гарантии возврата длительных вложений в овоще и фруктохранилища, без которых выращивать витаминную продукцию бесполезно. Здесь частник может сделать все, даже невозможное. Но для этого он должен знать, что государство защитит его, поможет кредитами, инфраструктурой, снижением налогов. Все вернется за счет сокращения госрасходов на закупку импорта.

Ограничивая импорт, государство не просто поддерживает предприятия, а сохраняет рабочие места, отлаженные технологии и связи с поставщиками, трудовые коллективы. С тем, чтобы по завершении кризиса сразу приступить к расширенному производству и остаться на завоеванных ранее рынках. Строя социально ориентированную экономику, государство не зацикливается на сугубо экономических механизмах, а по максимуму реализует социальные проекты по строительству льготного жилья, регулирует цены на отдельные социально значимые товары и услуги. Доля этого регулирования пока еще велика, но она целиком зависит от доли людей, нуждающихся в социальной защите. Только пенсионеров приходится 60 на 100 занятых. Поэтому и государство вынуждено пока еще выступать главным покупателем, обеспечивая самоорганизацию экономики, одновременно добиваясь ее большей самодостаточности. Социальный вектор госрегулирования позволяет сохранять стабильность и единство в обществе и сосредотачиваться на длительных перспективных проектах. Китайцы не зря говорят, что если хочешь идти быстро, то иди один, а если хочешь идти далеко, то идите вместе. Ведь экономика в современном мире — это прежде всего отношения людей между собой. И они не сводятся к сиюминутной выгоде.

Для выравнивания баланса и сохранения рабочих мест нужны не только административные и заградительные меры, но и умелое сотрудничество государства с бизнесом, хорошая реклама отечественной продукции, выгодные для потребителя схемы ее покупки и сервиса. Сесть на импортную иглу можно за полгода, а чтобы сделать качественное и дешевое свое, потребуются десятилетия. Иначе променяем свое завтра на вчерашние импортные шмотки, телики, стиралки и велосипеды.

Снизить импортную зависимость на потребительском рынке нам вполне по силам. В идеале для нашей страны возможен только импорт энергоносителей, современных технологий, цитрусовых и чая с кофе. Все остальное нужно постараться сделать самим. При этом не распылять средства и силы, а формировать кластеры. Главную ставку надо сделать на введение протекционистских механизмов для отечественных товаров и повышение их качества. Так как качество есть результат препятствий и ограничений, то поддержка госпредприятий и частного бизнеса все более должна осуществляться на конкурсной основе. Нужно продолжать формировать предпринимательскую экономику, воспитывать и закреплять кадры, которые способны превращать дешевые ресурсы в востребованные товары. Многое может дать студенческое предпринимательство. К примеру, в Китае в студенческих кампусах малые предприятия — магазины, кафе, салоны красоты и связи, ремонта и изготовления мелкого ширпотреба — создаются и управляются студентами, экономистами и маркетологами. Вуз выделяет помещение, оплачивает накладные расходы и засчитывает такой бизнес в качестве производственной практики. Если студенческое предприятие начинает приносить стабильную прибыль, администрация вуза договаривается с городом о его выведении за территорию университета в свободное плавание. Поддержка малого бизнеса автоматически приведет к росту инвестиционной привлекательности страны. В общем, как говорят испанцы, во всем должна быть movida madrilena, то есть “движуха”, чтобы не стать страной покупателей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter