Источник: Знамя юности
Знамя юности

Какому стилю танцев проще научиться, как объяснить, о чем балет, и что делать, если уронил партнершу? Сергей Микель отвечает на вопросы о работе хореографа-постановщика

«На дискотеках не танцую»

Найти дело всей жизни никогда не поздно. Потому что любая профессия начинается с людей – знания приходят постепенно. В рубрике «А что, если ты…» мы задаем наивные вопросы представителям необычных профессий и получаем на них умные, неожиданные и очень честные ответы. А наш пошаговый гид – специально для тех, кто только-только планирует освоить новые специальности и направления.

Какому стилю танцев проще на­учиться, как объяснить, о чем балет, и что делать, если уронил партнершу? На вопросы о своей профессии отвечает Сергей Микель – приглашенный хореограф-постановщик Большого театра оперы и балета.

1. Итак, хочу стать хореографом-постановщиком. С чего начать?

– С малого. Постараться сочинить хотя бы одну хореографическую миниатюру или танцевальный этюд и показать его зрителю. Можно участвовать в конкурсах, концертах, фестивалях… Но даже если это будет просто работа с исполнителем и миниатюру никто не увидит, этот опыт станет огромным плюсом для будущей карьеры.

2. Хореограф и балетмейстер – разные люди?

– Хореограф – понятие более универсальное. На территории постсоветского пространства считается, что хореограф-постановщик – это автор хореографии, который работает с малыми формами, а балетмейстер – мастер балетного спектакля. Мировые театры используют только слово «хореограф». Там это собирательный образ, обозначающий человека, который занимается постановкой хореографии чего бы то ни было.

3. Хореограф должен сам уметь танцевать?

– Образование в сфере танца должно быть обязательно. Тогда постановщик будет разговаривать с исполнителем на одном языке. Человек, который не знает физиологии и принципов построения движений, не объяснит танцовщику свою задумку. При этом хореограф может не быть гениальным исполнителем. Все-таки это два разных вида деятельности: ставить танец и исполнять его.

4. Любой танцор может стать хореографом?

– Сейчас, конечно, я должен ответить примерно следующее: «О нет, обязательно должны быть дар, талант, предрасположенность». Во многом это правда. Но одно дело считать себя хореографом, а другое – быть им. Хотя работа хореографа достаточно тяжелая. Многие думают: «Да что ему там на стуле посидеть!» Но вообще это активный мыслительный процесс. И вот он, думаю, не каждому под силу.

Первый проект Сергея Микеля для Большого театра – балет «Пер Гюнт»

5. Как приходят в голову движения?

– По-разному. Это что-то на уровне вопроса: «Откуда берется вдохновение?» Отвечу так: новая хореография появляется из поиска нового и от желания это новое найти.

6. Какому стилю танцев проще и быстрее научиться?

– Скажу, чему сложнее, – импровизации. Всему остальному научиться можно при большом желании.

7. Как зрителю понять, о чем балет, если не купил программку?

– Есть зрители, которые в теме. Они не впервые посещают балетные спектакли и театр в целом, знают, как и что там устроено. Такой зритель многое поймет и без программки. Главное, он умеет читать условности и всегда готов настроиться на идею постановщика. А еще такой зритель открыт ко всему новому. Бывают и обратные случаи. Это когда приходят люди с определенными убеждениями. Если они не видят на сцене того, на что уже заранее настроились, разочаровываются.

8. Что делать, если артист забыл движения?

– Здесь дело опыта. Опытные танцовщики продолжают двигаться даль­ше. Неопытные могут потеряться. Тогда одно забытое движение ведет за собой второе, третье, четвертое… А вообще в театре говорят: «Только хореограф и танцовщик знают, как должно быть правильно. Зритель-то даже не догадывается, какое движение будет следующим». Поэтому если забыл – выходи из положения и продолжай. Это касается сольного исполнения. Но если это синхронная массовая сцена, то, конечно, будет видно, когда кто-то ошибется. Главное – не паниковать, а дальше входить в комбинацию и включаться в общий танец.

Хореограф часто не только учит других, но и танцует сам

9 …А если уронил партнершу?

– Ой, ну этот вариант серьезнее, конечно. Если кто-то падает на сцене, переживает не только партнер, но и весь зал. Иногда из партера можно даже услышать возгласы сожаления... Что делать в этом случае? Зрителям и хореографу – посочувствовать артисту, артисту – встать и найти силы достойно продолжить танец. Главное, чтобы это падение не повлияло на настроение всего номера (этюда, вариации).

10. Хореограф может двигаться под любую музыку?

– Танцевать – да. А вообще мне нравится иногда сочинять в тишине.

11. На дискотеках всегда танцуете лучше всех?

– Вообще там не танцую. Наблюдаю за остальными.

12. Трико когда-нибудь рвались?

– Если честно, даже не слышал, чтобы у артистов балета когда-нибудь рвались трико прямо на сцене. Другие части костюма – бывает.

13. Друзьям легко достаете билеты в театр?

– В принципе это несложно. У хореографа-постановщика есть некоторые привилегии. Например, нам выделяют пригласительные билеты, которые я могу отдать близким, друзьям. Но далеко не на все спектакли.

14. Что сложнее: классика или контемп?

– Что сложнее, сказать не могу. Но то, что одно без другого в современном театре существовать не может, это факт. Чтобы танцевать современную хореографию на хорошем уровне, важно иметь базу, классическое образование. А чтобы не быть заложником классической хореографии, нужно разнообразить багаж знаний и умений. Для этого хорошо бы владеть разными стилями современных танцев. В наше время классика и современная хореография стоят рядом. Прогрессивные театры это понимают и используют в репертуаре и то и другое.

15. Сколько лет нужно заниматься, чтобы танцевать, как в фильме «Шаг вперед»?

– Минимум пять лет. В нашей стране балету учатся восемь лет. Ну а чтобы освоить уличные стили, нужен год, это минимальный срок.

СПРАВКА «ЗН»

Сергей Микель – хореограф-постановщик. Родился в деревне Слобода Миорского района. Учился в Верхнедвинской школе искусств, танцевал в хореографическом ансамбле «Ляль­кі». В 2008 году поступил в Витебский государственный колледж культуры и искусств, после – на балетмейстерское отделение в Белорусскую государственную академию искусств на курс Валентина Елизарьева. Поставил три балета в Белорусском государственном музыкальном театре: «Вишневый сад», «Титаник» и «Джеймс и Персик-великан», а также балет «Пер Гюнт» в Большом театре оперы и балета.

leonovich@sb.by

Фото из личного архива Сергея Микеля и Виктора Драчева.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter