Тур Хейердал и его наследие

Мы все в одной лодке

коллаж Ольги Пак.

На маленьком плоту

Сквозь бури, дождь и грозы,

Взяв только сны и грезы

И детскую мечту…

Удивительным образом переплетаются мечты поколений. То, что в 1980‑е поэт выразил стихами, 75 лет назад на деле осуществили отважные путешественники. За 100 дней норвежец Тур Хейердал и его команда на примитивном плоту пересекли Тихий океан. Они не просто доказали возможность подобных чудес, но и благодаря кино рассказали миру о своем невероятном плавании.


Юрий Лоза написал «Плот» в 1982 году, когда работал в группе «Интеграл». Песню предложил руководителю ­ансамбля Бари Алибасову. Будущий мэтр советской эстрады композицию не оценил, в репертуар не взял, а вскоре и сам Лоза покинул коллектив. Желание поэта рифмами наполнить мир шесть лет ждало своего часа. В песню не верили матерые музыканты — отказывали. Можно было ее забыть, но Юрий Лоза не сдавался, и, как известно, плот всем бедам назло оказался не так уж плох. В 1988 году мелодия зазвучала широко и душевно едва ли не из каждого окна. Ее напевала вся огромная страна.

В 30 лет норвежец Тур Хейердал загорелся идеей доказать, что затерянную в Тихом океане Полинезию в древности могли заселить переселенцы из Южной Америки. Семь тысяч океанских километров и дальность от привычных морских маршрутов упертого скандинава не смущали. Вера опиралась на известные морские течения и розу ветров. Оставалось только верить, что плот, построенный по тысячелетним легендам, способен перенести горстку смельчаков через бушующий океан.

Я не от тех бегу,

Кто беды мне пророчит.

Им и сытней, и проще

На твердом берегу.

Им не дано понять,

Что вдруг со мною стало,

Что вдаль меня позвало,

Успокоит что меня.

Идея изначально казалась безумной всем, кроме экипажа «Кон-Тики». Они не смущались, упрямо и расчетливо шли вперед. В итоге опровергли скептиков с удивительным изяществом. Тур Хейердал снял фильм о путешествии, который получил престижный «Оскар» за документалистику и мировое признание. 
Утонувший гигант «Титаник» навсегда стал символом хрупкости техники против стихии, простейший «Кон‑Тики» — примером естественного единения человека с природой.
Эпоха географических открытий получила второе дыхание. Появился стимул доказывать миру на практике собственные теории выживания в экстремальных ситуациях. Все это во многом благодаря занимательному киноповествованию.


Спустя годы черно-белые кадры не перестают удивлять. Сегодня такие проекты всемирно популярны благодаря блогерам, размещающим свой продукт в интернете. 
Снятый на любительскую камеру фильм не претендовал на качество картинки, зато притягивал абсолютной искренностью происходящего.
Начиналось все с поисков уникальных деревьев бальза для строительства плота в джунглях Эквадора и раздачи автографов в перуанском порту Кальяо. Те, кто активно собирал подписи экипажа, находились в полной уверенности, что бревенчатое суденеышко развалится от первых волн и путешественники навсегда сгинут в океанской пучине.

Нить в прошлое порву,

И дальше будь что будет.

Из монотонных будней

Я тихо уплыву


Дальше следовали уникальные зарисовки из хроники реальной морской экспедиции. В команде не было ни одного профессионального моряка, и все подробности исходили фактически от обычных людей, впервые столкнувшихся с поднятием парусов и расчетом курса. Вместе с экипажем зрители могли поражаться попыткам ловли акул на живца или встрече с китами. Хищников наблюдали совсем рядом, а не с безопасной высоты корабельной палубы. Морские гиганты забавлялись, ныряя под плот... А каково было узнать неискушенным про летающих рыб, которые сами запрыгивали на «Кон-Тики» и каждое утро путешественники собирали их себе на завтрак. 
Плот как средство мореплавания оказался совсем неплох, имел свои преимущества перед большими судами в плане надежности и выживаемости человека среди штормовых волн.
Когда в 2012 году сняли полноценный художественный фильм «Кон-Тики», зрители восхищались яркой картинкой и гадали, сколько в сценарии вымысла. Для тех, кто не поленился посмотреть документальную съемку Хейердала, было откровением, что переписанная сценаристами фабула больше внимания уделила личным взаимоотношениям героев, а вот реальные морские приключения даже приуменьшила…

Океан безудержно двигал «Кон-Тики» подобно тому, как первые весенние ручьи несут детские кораблики. Скорость морских течений не оставляла шансов на ошибку. В своей книге о путешествии впоследствии ­Хейердал ­писал: «Одно было для нас ясно: если плот рассыплется, вый­дя из бухты Кальяо, мы, скорее, погребем каждый на своем бревне в Полинезию, чем возвратимся сюда». Но одержимый идеей человек способен выживать, казалось бы, в самых недружелюбных обстоятельствах: «Из грозного врага, который с ревом кидался на нас, стихии стали надежным другом, они неутомимо, упорно увлекали с собой наш плот. Ветер и волны толкали нас, океанское течение тянуло нас — прямо к цели».

Экипаж «Кон-Тики» составляли пять норвежцев и швед. Слева направо: Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Тур Хейердал, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю и Герман Ватцингер.

Книга «Путешествие на «Кон-Тики», впервые переведенная и вышедшая в СССР 65 лет назад, в одночасье стала бестселлером. Ее невозможно было купить, в библиотеках выдавали по предварительной записи. Она появилась в тот момент, когда в стране активно стал развиваться туризм. «Вместе с кругозором человека растет его любознательность», — писал Тур Хейердал и не зря приобрел миллионы поклонников в СССР. Пешие и водные походы, песни у костра, романтика новых впечатлений подталкивали людей к большим целям и маленьким открытиям. Самодеятельный туризм стал визитной карточкой поколения 1960 — 1970 годов. 
Современникам, разбалованным формулой досуга «все включено», сложно понять своих родителей, которые ехали в отпуск за туманом и за запахом тайги.
В СССР всегда ценили смелых и отважных. Тур Хейердал стал частым гостем телевизионного «Клуба путешественников» и журнала «Вокруг света». Мало того, ведущий популярной телепередачи Юрий Сенкевич входил в состав экспедиций на парусных судах «Ра» и «Тигрис», сделанных по древним традициям. С каким нетерпением мы ждали вестей с дальних маршрутов! Как радовались успешному вояжу «Ра», как плакали всей страной, когда команда по решению Тура Хейердала сжигала «Тигрис». Это был шок. И сегодня те кадры перед глазами. Слезы по обе стороны телеэкрана, совершенно непередаваемые переживания. Возможно, тогда, в 1978 году вместе с пылающей тростниковой лодкой догорала эпоха последних романтиков? На смену приходили персональные компьютеры и высокие технологии…


Но мой плот,

Свитый из песен и слов,

Всем моим бедам назло

Вовсе не так уж плох.

«Кон-Тики»

Плот команды Тура Хейердала состоял из девяти крупных бревен бальсового дерева (редкое растение, произрастающее в Южной Америке, по весу легче пробки) длиной от 10 до 14 метров, сложенных так, что у судна был острый нос. «Кон-Тики» был оснащен прямоугольным парусом и кормовым веслом, его конструкция полностью соответствовала плотам, на которых инки совершали документально известные небольшие океанские путешествия. Команда Хейердала стартовала 28 апреля 1947 года из перуанского порта Кальяо, а 7 августа плот налетел на рифы атолла Рароиа в архипелаге Туамоту (Полинезия), где смельчакам удалось высадиться на берег. Всего за 101 день было пройдено около 6980 километров.

Имя «Кон-Тики» позаимствовали из полинезийского эпоса. Согласно древним сказаниям легендарный герой Кон-Тики приплыл с востока со своей командой и основал поселения на Полинезийских островах.

Анкета путешественника

Приближался день отъезда. Мы поехали в отдел виз министерства иностранных дел за получением разрешения на выезд. Впереди стоял Бенгт, выступавший в роли переводчика.

Ваша фамилия? — спросил тихий маленький чиновник и подозрительно посмотрел поверх очков на окладистую бороду Бенгта.

— Бенгт Эммерик Даниельссон, — почтительно ответил Бенгт.

Чиновник заложил в пишущую машинку длинную анкету.

С каким пароходом прибыли вы в Перу?

— Видите ли, — объяснил Бенгт, наклоняясь над немного оробевшим человеком, — я прибыл в Перу не на пароходе, а в каноэ.

Чиновник, немея от изумления, посмотрел на Бенгта и напечатал в соответствующей графе: «каноэ».

— А с каким пароходом вы собираетесь отплыть из Перу?

— Видите ли, — вежливо сказал Бенгт, — я намерен отплыть из Перу опять-таки не на пароходе, а на плоту.

— Хватит! Хватит! — раздраженно воскликнул чиновник и выдернул анкету из машинки. — Я попросил бы вас серьезно отвечать на мои вопросы!

Тур Хейердал. Путешествие на «Кон-Тики».

Афоризмы от Тура Хейердала

  • Я не ищу приключений ради самих приключений.
  • Слушающий узнает больше, чем говорящий. И как ветер, так и люди, продолжающие жить среди природы, многое могут рассказать нам такого, чего не услышишь в стенах университетов.
  • Чтобы не напрягаться, мы присобачиваем моторы к велосипедам, лодкам, газонокосилкам, бритвам и зубным щеткам. Высиживаем сверхурочные часы, чтобы оплатить все эти предметы, потом бежим к врачу, потому что переработали, переели и нажили стресс.
  • Когда-то мир казался беспредельным, теперь его можно облететь за девяносто минут.
  • Ученые прячутся за термин, чтобы скрыть от людей, что не знают ответа.
  • Ядохимикаты и всякие отбросы мы сплавляем в океан, как нерадивая хозяйка заметает мусор под ковер.
  • Первозданную природу можно обрести лишь в одном месте. В своей собственной душе.
  • Прогресс есть способность человека усложнять простое.
  • Судя по моему личному опыту, по‑настоящему счастливого человека труднее встретить среди миллионеров, чем среди бродяг.
  • Мы все в одной лодке.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter