«Красные линии», будущее Союзного государства. О чем еще Лукашенко рассказал в интервью телеканалу «Россия»

Мы союзники — этим все сказано

«Красные линии», ситуация в Курской области и инцидент с беспилотниками. Недавние заявления Киева и Варшавы и безумная политика Литвы в отношении белорусов. Будущее Союзного государства и планы Александра ­Лукашенко на перспективу. ­Президент дал интервью телеканалу «Россия»

Интервью белорусского лидера для любого журналиста — большая удача. Глава государства из тех собеседников, кто всегда открыто и честно отвечает на самые сложные и порой неудобные вопросы. Откровенным и искренним получился и почти двухчасовой разговор ­Президента с журналистом телеканала «Россия». В интервью ведущему общественно‑политического ток‑шоу «60 минут», депутату Государственной думы РФ Евгению Попову для телепрограммы «Большие воскресные вести» Глава государства ответил на широкий спектр вопросов. Обсудили белорусско‑российское сотрудничество, а также самые злободневные темы региональной и международной повестки дня. Безусловно, в центре внимания был украинский конфликт и провокации со стороны соседей. Комментируя острую повестку, Александр ­Лукашенко обозначил нашу позицию и одновременно предостерег горячие головы:
— Мы не собираемся никакого оружия применять, пока вы не наступите на нашу государственную границу. Она же граница нашего Союзного государства. И никаких «красных линий» не будет. Она есть, эта линия, — государственная граница. Как только наступили на нее (говорю как пограничник), ответ будет мгновенный.

Полная версия беседы будет опубликована позже, а пока предлагаем ознакомиться с некоторыми выдержками на злобу дня.

О запрете на въезд белорусских легковушек в Литву: «настоящие безумцы. Не знают, что творят»

В ходе интервью речь шла, в частности, о мерах по обеспечению безопасности Беларуси и России, а также в целом Союзного государства, о ситуации в Украине и путях разрешения конфликта, о реакции на поведение западных соседей и обстановке на границе. Обсуждались также отдельные аспекты внутренней политики, личная роль ­­­Президента в развитии страны и его планы на перспективу.

А вот начал Евгений Попов разговор со свежей новости о запрете въезда легковых автомобилей с белорусскими номерами в Литву. Глава государства отреагировал так:
— Безумцы!.. Я на вашем месте многие бы вопросы касаемо Литвы и не комментировал. Потому что они не знают сами, что творят. Это безумцы, самые настоящие безумцы. Ну что о них говорить. Если бы там были ответственные политики, мы могли бы обсуждать их политику. Но там ответственных политиков нет.
По словам Александра ­­­Лукашенко, с экономической точки зрения в этом решении литовских властей есть даже плюсы:

— Слава богу. Наши перестанут вывозить (хоть сейчас поменьше стало) деньги за пределы Беларуси и России. То же самое россияне. Деньги останутся здесь. Этот так называемый экономический туризм — это огромные средства, которые вывозились отсюда. Давайте откровенно говорить, в Европейском союзе (я не говорю про Литву — там уже ничего живого не осталось) все-таки они же не дураки. Они к Польше, Литве, Латвии стягивали товары свои. И россияне, белорусы потоком туда ездили и огромные деньги, миллиарды долларов вывозили. Ну сейчас не будут вывозить.


Если же смотреть на этот вопрос с политической точки зрения, то литовские политики делают все, что не нравится гражданам в Литве, подчеркнул Александр ­­­Лукашенко:

— Что бы мы о литовцах ни говорили, это очень трудолюбивые с советских времен люди. Они сравнивают то, что было в Советском Союзе, и то, что сейчас. В Советском Союзе та же Украина, Литва жемчужинами были. Литва была очень развитой страной. Можем называть приемники, автомобили и прочее советского времени... Сейчас у них вообще ничего нет. Поэтому товары они не могут свои предложить. А если так называемое литовское — это значит немцы построили завод, еще кто-то.

Таким образом, отметил ­­­Президент, в том числе в Литве у границы с Беларусью было открыто много точек и магазинов с различными европейскими товарами:

— А мы от своего, точно бешенства… Понимаешь, обязательно надо было купить что-то импортное. Если не «Гуччи» и «Версаче», то все — ты уже никакой. Я не знаю, ты какие костюмы носишь, а я ношу белорусские костюмы, сшитые у нас в ателье, что и раньше шили.

— Хорошо шьют, — заметил Евгений Попов.
— Я вам просто советую на это бешенство (что касается последних решений Литвы. — Прим. ред.) не обращать внимание. Может, где-то через запятую как пример приводить безумства Запада и Европейского союза и до чего они могут довести своих сателлитов, которые не играли и не играют в истории никакой роли. 
Я на это даже внимания не обращаю.

О реакции украинской стороны на инцидент: дипломаты такого себе не позволят

Безусловно, горячей новостью остается и инцидент с украинскими беспилотниками, залетевшими на нашу территорию. Журналист отметил, что МИД Украины дал очень хамский ответ: мол, в этой теме нечего и обсуждать, это не то, о чем стоит задумываться. Отвечая на вопрос Евгения Попова, закончится ли подобное хамство, Глава государства отметил, что оно продолжается еще со времен студии «Квартал 95»:

— Настоящие дипломаты себе такого не позволят, даже если «нечего обсуждать». Это во-первых. А во-вторых… Дипломаты постоянно говорят то, что они не думают. Есть что обсуждать.

­­­Президент рассказал, что после инцидента с беспилотниками и заявлений, действий белорусской стороны была получена реакция от украинской стороны:

— Мы получили сигналы сразу же от тех, кто ответственно ведет политику, и от украинских военных. Они озаботились: а что, а как…

Белорусский лидер напомнил, что к нашей границе были дополнительно переброшены украинские подразделения, после того как соответствующую работу начала проводить наша сторона:
— Я сторонник того, чтобы мы предусматривали все. Если вдруг момент или время «Ч», каждое подразделение, рота, батальон должны выйти и стать на свою позицию. Бригады наши известны, батальонные тактические группы известны (на белорусско-украинской границе их будет более 20). Каждая группа знает, какую местность они занимают, территорию и так далее. Это обязательно, чтобы не допустить прорыва. Поэтому мы это сделали, и они это увидели.

О защите госграницы: никаких «красных линий», ответ будет мгновенный

В то же время белорусский лидер добавил, что и украинская сторона, и Запад постоянно говорили о том, что Украине война с нами не нужна:

— Мы это понимаем и говорим, что мы не собираемся с вами воевать.

Пояснил и почему: дело не в том, что на той стороне кто-то хороший, а в том, что ни Беларусь, ни Россия не заинтересованы увеличивать линию боевых действий, «чего хочет Запад от нас и прежде всего от России, чтобы изнутри взбудоражить общество». Белорусская сторона этого не хочет.

Александр ­­­Лукашенко принципиально подчеркивает:

— Мы не хотим эскалации, и мы не хотим войны против всего НАТО. Мы этого не хотим. Но если они это сделают и на это пойдут, ну что же... У нас другого выхода не будет.  
И никаких «красных линий» не будет. Она есть, эта линия, — государственная граница. Как только наступили на нее (говорю как пограничник), ответ будет мгновенный. Он подготовлен, приказом в сейфах, как положено.

О готовности нажать «красную кнопку»: мы не собираемся никакого оружия применять, пока вы не наступите на нашу государственную границу

Размещение в Беларуси российского тактического ядерного оружия в свое время вызвало большой переполох в стане наших противников. Этот факт здорово их напугал.

— Прямой вопрос, который очень любят на Западе лидерам задавать: «Вы готовы нажать «красную кнопку?» — спросил Евгений Попов.

— Во-первых, «красные кнопки» уже вокруг понажимали. По периметру Беларуси и России уже понажимали «красные кнопки». Осталось только «самую красную» нажать. Поэтому в моральном отношении, наверное, нам с Путиным, принимая такие решения, так даже уже как-то и неудобно об этом говорить. Во-вторых, когда здесь появилось тактическое ядерное оружие, я им (оппонентам. — Прим. ред.) прямо сказал (хоть они там и говорят: дурной, применит оружие):  
«Мы не собираемся никакого оружия применять, пока вы не наступите на нашу государственную границу. Она же граница нашего Союзного государства». Россия по нашему договору вводит свои подразделения (они определены, какие армии) в Беларусь. Мы принимаем первый удар, а дальше в резерве нас подстраховывает Россия. 
Это общая, Беларуси и России, война против этих зверей. И что, мы должны ждать, пока они, как 85 лет назад, растопчут нашу страну? Нет. Поэтому мы ответим мгновенно и адекватно. Если они хотят, чтобы этого не было, давайте сядем за стол переговоров и закончим эту драчку. Она ни украинскому народу, ни россиянам, ни белорусам не нужна. Она нужна им (западникам. — Прим. ред.).


Глава государства сослался на информацию, которую он не может озвучить в силу ее секретности:

— Я не могу привести эти факты, они абсолютно закрытые, где они в открытую говорят, высокопоставленные люди, дословно: «Пусть бьют друг друга — украинцы, русские… Пускай в этом котле все подохнут». Это высокопоставленные лица об этом говорят. Американского происхождения (чуть-чуть приоткрою вам). Это что, нормально? Они хотят, чтобы мы друг друга уничтожили.

Об отношениях Беларуси и России: надо идти по стопам двух президентов

Следующий вопрос Евгения Попова: что нужно еще сделать Беларуси и России для большей интеграции в рамках Союзного государства.

Рецепт от Александра ­­­Лукашенко довольно простой:
— Могу сказать просто: вам в России и нам в Беларуси надо идти по стопам двух президентов. Вы видите наши отношения, абсолютно близкие. У ­­­Президента Путина ни с кем нет таких отношений, как с Беларусью. Это естественно. Тут ничего не надо придумывать, никакой конспирологии. Мы союзники — этим все сказано.

По словам ­­­Президента, между белорусами и россиянами нет никакой разницы, мы очень близкие люди. Между тем в политическом смысле были очень разные времена, когда мы были неугодны России и проводили будто бы не ту политику, якобы «шапку Мономаха кто-то хочет схватить в Кремле»:

— В силу этого шел прессинг на Беларусь, но я все равно вместе со своими коллегами проводил ту политику, которая проводится сейчас.

Белорусский лидер также напомнил о том, что нередки были разногласия между ним и Владимиром Путиным, однако Александр ­­­Лукашенко всегда подчеркивал, что ссориться они могут сколько угодно, но при этом всегда необходимо видеть интересы собственного народа:

— Это во-первых. А во-вторых, придет время, когда будем стоять спиной к спине и отстреливаться вдвоем.


Такая позиция, добавил ­­­Президент, подвергалась критике и со стороны российских телеканалов, довольно скептически к ней отнеслись и отдельные военные в России:

— Оказалось, вот стоим спиной к спине. Когда началась специальная военная операция, я откровенно рассказывал, через несколько дней мы с Путиным встречались, он говорит: «Я тебя прошу, прикрой нас с тыла»…  
Тогда я сказал, что мы не позволим русским в спину стрелять. Мы тогда подняли практически пол-армии и закрыли то направление. Вот стоим иногда спиной, иногда друг на друга глядя, и сражаемся.

«Конкретные ответы. Очень деловой подход, взвешенная позиция»

По окончании мероприятия Евгений Попов поделился с белорусскими коллегами впечатлениями от интервью с Александром ­­­Лукашенко:

— Беседа была очень обстоятельной и конкретной. С той точки зрения, что мы сейчас живем в очень горячее, напряженное время. И сложно переоценить важность нашего сотрудничества — между Россией и Беларусью. Меня интересовала ситуация с беспилотниками, ситуация в вашем и нашем приграничье, как все это отразится на наших отношениях, на дальнейшем развитии событий. Очень интересно было услышать видение Александра ­­­Лукашенко по поводу будущего наших взаимоотношений в рамках Союзного государства, а также его видение в разрешении украинского конфликта. Конкретные ответы. Очень деловой подход, взвешенная позиция. К чести принимающей стороны надо сказать, что никаких условий не было, никакие темы не обговаривались. Вопросы заранее не обсуждались. Понятно, что ваш ­­­Президент погружен в ситуацию как никто, и в этом смысле я задал те вопросы, которые интересовали меня как журналиста. И Александр Григорьевич, как мне кажется, был предельно откровенен. В этом смысле это большая удача, и я за это благодарен.


Евгений Попов убежден, что позиция белорусского лидера имеет важное значение:

— Позиция Беларуси, как отметил Александр Григорьевич, — спина к спине: «Не ждите, отсюда никогда не будет угрозы». Это ключевое.

Журналист также обозначил, что с точки зрения человеческих отношений оба народа очень близки и сегодня не стоит поддаваться каким-то попыткам нас рассорить и разъединить:

— Это интеграция не только на политическом уровне, но и на человеческом, она очень глубокая. Нам есть куда стремиться, но мы на правильном пути. И с него, надеюсь, не свернем.

СПРАВКА «СБ»

Всероссийская государственная телевизионная и радио­вещательная компания учреждена 14 июля 1990 года. В начале 1993 года получила статус общегосударственной компании, стала действительным членом Европейского вещательного союза и Азиатско-Тихоокеанского вещательного союза. В 1998 году в холдинг ВГТРК был объединен ряд медийных активов. Сегодня в структуру холдинга входят федеральные каналы «Россия», «Россия Культура», «Россия 24», «Карусель», международное вещание «РТР-Планета» и «Россия 24», радиостанции «Вести ФМ», «Маяк», «Радио России», «Радио Культура», около 20 тематических каналов для кабельных и спутниковых операторов, медиаплатформа «СМОТРИМ» и крупнейший новостной портал Вести.Ru

Журналист Евгений Попов — обладатель двух премий «ТЭФИ» и премии «Золотое перо России». С февраля 2022 года находится под санкциями ЕС. Создатель авторских фильмов «Война миров», «Император Обама», «Медиаграмотность», «Эффект Браудера».

konoga@sb.by

konon@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter