Госсекретарь Совета Безопасности — о современных угрозах и готовности противостоять им

Мы готовы к рискам и вызовам

Почему активность США и блока ­НАТО представляет угрозу для нашей страны? Какие шаги Запада вызывают наибольшую обеспокоенность? Насколько тревожна ситуация в Украине? Как изменится белорусская Концепция национальной безопасности? На эти и другие вопросы «СБ. Тенденции» отвечает Государственный секретарь Совета Безопасности Александр ­ВОЛЬФОВИЧ.

— Александр Григорьевич, сегодня мы являемся свидетелями того, как в результате противостояния мировых центров силы обостряется международная обстановка, возникают новые риски и вызовы для безопасности стран. Как бы вы прокомментировали происходящее?


— Действительно, военно-стратегическая обстановка в мире характеризуется лавинообразным нарастанием негативных и крайне опасных процессов. 
Особую тревогу вызывает демонтаж системы контроля над вооружениями. Канули в Лету Договор об ограничении систем противоракетной обороны и Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. 
В стадии деградации находится Договор об обычных вооруженных силах в Европе и Договор по открытому небу. Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), по сути, остается единственным действующим соглашением в этой сфере.

Анализ последних документов стратегического характера, принятых в ­НАТО, США и странах — членах альянса, подтверждает, что указанные процессы носят целенаправленный, скоординированный и всеобъемлющий характер. А итоги недавних консультаций России с США и в рамках ­НАТО по гарантиям безопасности свидетельствуют о неготовности альянса отказаться от планов по дальнейшему расширению блока и формированию новых очагов нестабильности.

Отсутствие эффективной системы сдержек и противовесов привело к тому, что сильные мира сего чувствуют свою безнаказанность, не брезгуют преступать традиционные красные линии. Это влечет возобновление гонки вооружений, эрозию роли международных институтов и организаций, нарастание кризиса доверия в глобальном и региональном масштабах, угрозу суверенитету небольших государств.

Как никогда острый характер приобретает проблема распространения оружия массового поражения. Сохраняется негативная тенденция увеличения числа стран — обладателей ядерного оружия, распространения и использования химического оружия.
Наряду с этим сохраняются угрозы международного терроризма. С развитием информационной сферы исключительное значение на уровне обеспечения национальной безопасности приобретает кибербезопасность.
В целом отмечается трансформация уже известных и появление новых рисков, вызовов и угроз.

— Неспокойно и в сопредельных с Беларусью странах: усиливается военное присутствие ­НАТО, растет количество учений. Продолжаются провокации на границе. Тем не менее некоторые обыватели считают эти опасности надуманными. Смогли бы переубедить таких скептиков?

— Каждый человек вправе самостоятельно делать выводы из сложившейся ситуации. Лично я при этом опираюсь на конкретные факты. Так, только в прошлом году у наших западных границ было проведено более 50 учений, в том числе с привлечением воинских формирований Объединенных вооруженных сил ­НАТО в Европе.

В январе ­НАТО заявило об усилении группировки в Восточной Европе, направив дополнительные военные корабли и истребители в районы размещения подразделений альянса. Рассматривается вопрос развертывания в Румынии, Болгарии и Турции дополнительных многонациональных боевых групп. США приступили к приведению в повышенную боеготовность воинских формирований численностью около 8,5 тысячи военнослужащих, которые в случае необходимости будут оперативно переброшены в Европу. Великобритания планирует увеличить свой контингент в составе многонациональной боевой группы ­НАТО в Эстонии с 900 до 1,8 тысячи военнослужащих.
Вызывает обеспокоенность интенсивность разведывательной авиации в воздушном пространстве сопредельных государств. 
Активизировались полеты американских стратегических бомбардировщиков у границ Союзного государства. США перебросили в Европу еще четыре стратегических бомбардировщика В-52Н.

Коллективный Запад буквально под микроскопом рассматривает проводимые на территории Беларуси совместные учения «Союзная решимость — 2022», предпочитая особо не распространяться о куда более масштабном учении Объединенных вооруженных сил ­НАТО «Удар сабли — 2022», которое с января по апрель проходит в странах Балтии, Польше, Чехии, Словакии и Германии. В этих маневрах принимают участие около 15 тысяч военнослужащих, в том числе до 8 тысяч американских, задействовано более 1 тысячи единиц техники. Настораживают и отрабатываемые вопросы — создание группировок войск и их применение на восточном фланге альянса.
Посмотрите, сегодня расходы на оборону в Польше и странах Балтии уже существенно превышают рекомендованный ­НАТО минимум в 2 процента от ВВП. Основные средства направляются на приобретение современных средств вооружения, в основном наступательного характера, а также на мероприятия оперативной и боевой подготовки. Под предлогом мифических «угроз с Востока» не отстает от этих стран и Украина.
По-прежнему фиксируются всевозможные провокации на границе. 

— В последнее время европейские партнеры буквально накачивают Украину современным оружием и боеприпасами. Александр Григорьевич, на ваш взгляд, получая военную помощь, не становится ли братский нам украинский народ заложником чьих-то непомерных амбиций?

— Действительно, сегодня Киев буквально толкают к обострению конфликта с Москвой. Это видно даже невооруженным глазом. Страны ­НАТО поставляют Украине новые партии оружия, сотни тонн боеприпасов. Госдеп разрешил странам Балтии передать украинской стороне имеющееся у них вооружение американского производства. Это значит, что Эстония может поставить ракеты «Джавелин», а Литва — ЗРК «Стингер».
Одновременно нагнетается информационная ситуация вокруг Украины, распространяются фейки о неизбежности войны. В СМИ анонсирована возможность приостановки международных авиасообщений с Украиной. 
Недавно госдеп США призвал американцев немедленно покинуть страну. Создается впечатление, что Вашингтон намеренно усиливает давление на Киев, повышая градус эскалации по отношению к Москве.

Сегодня вдоль государственных границ с Беларусью и Россией развернуто широкомасштабное межведомственное командно-штабное учение силовых структур Украины под названием «Метель-2022». В нем задействовано около 25 тысяч военнослужащих, 2200 единиц вооружения, военной и специальной техники. Никто не может гарантировать отсутствие очередных провокаций с украинской стороны в ходе этого учения.
Все это напрямую затрагивает интересы безопасности Беларуси и Союзного государства. Украина для своих «западных кураторов» выступает инструментом обострения военно-политической обстановки в регионе. 
Ведь конечная цель коллективного Запада — дестабилизация всего постсоветского пространства. 

Вместе с тем Беларусь заинтересована решать любые противоречия путем диалога, в том числе с Украиной. Мы очень рассчитываем, что здравый смысл там восторжествует — чем раньше, тем лучше.


— На территории Беларуси проходят совместные учения «Союзная решимость — 2022». Можно ли расценивать данные маневры как адекватную меру реагирования на последовательное наращивание напряженности коллективным Западом?

— Сегодня как никогда необходимо прогнозировать ситуацию на будущее. «Хочешь мира — готовься к войне» — «Союзная решимость» и есть такая подготовка. Прежде всего наши мероприятия направлены на сдерживание военной активности Запада.

Еще в декабре прошлого года президенты Беларуси и России договорились провести внеплановые мероприятия по оценке готовности вооруженных сил обеспечить военную безопасность Союзного государства. В рамках реализации данной договоренности принято решение о проведении проверки совместных сил реагирования в феврале 2022 г.

Вообще, внезапная проверка — это одна из форм подготовки органов военного управления, соединений и воинских частей. Проводимое сегодня мероприятие позволяет руководству стран и вооруженных сил оценить способность войск в сжатые сроки осуществить перегруппировку, провести боевое слаживание, спланировать оборонительную операцию и в условиях, максимально приближенных к действительным, отработать выполнение поставленных задач.

Участники учений успешно демонстрируют готовность Беларуси и России достойно ответить тем, кто накаляет обстановку. Вместе с тем непосредственная военная агрессия в отношении Союзного государства маловероятна. И как раз благодаря тому, что мы готовы ответить на любые враждебные действия, причем сделать это жестко и эффективно.

Фактически не осталось ни одной сферы международной безопасности, в которой сегодня отсутствует конфронтационная напряженность.

— Как вы считаете, насколько серьезно втянута в «гибридную войну» Беларусь и легко ли победить в этом противостоянии?

— К сожалению, так называемые гибридные войны становятся обычным состоянием мировых отношений. Политический прессинг, экономические санкции, демонстрация военной силы, информационный «накат» — то, что в совокупности образует «гибридное» воздействие. Именно с ним пришлось столкнуться и нашей стране. Проводимая Главой государства и поддержанная белорусским народом суверенная и независимая политика не устраивает коллективный Запад.

Все более изощренными стали методы массированного информационно-психологического воздействия. В качестве инструментов информационной агрессии выступают социальные сети, мессенджеры, видеохостинги, которые распространяют ложь, фейки, слухи и домыслы. Любыми путями стремятся манипулировать общественным мнением. Такие действия осуществляются, как правило, из-за рубежа. Цель понятна — раскачать ситуацию в стране.

Безусловно, мы видим и другие вызовы и угрозы. Реагируем на них адекватно развитию обстановки. Принимаем дополнительные меры по укреплению системы обеспечения национальной безопасности. Совершенствуем законодательство. Вносим коррективы в практическую деятельность силового блока, направленные на повышение оперативности и эффективности применения имеющихся сил и средств. 
Эти и другие факторы учтены в новой редакции Конституции, одна из главных целей которой — сохранение стабильности и обеспечение устойчивого и безопасного развития.
— Совсем скоро в стране пройдет республиканский референдум. Вы указали на стремление Запада раскачать ситуацию в стране. Готовы ли наши правоохранительные структуры не допустить этого?
— Действующие за границей антибелорусские центры проведение референдума рассматривают как основную возможность радикализировать протест извне. В качестве стратегии в отношении референдума ими продвигаются в интернете всем известные методы, подробно описанные в разного рода зарубежных инструкциях и методичках. Все эти планы, как обсуждаемые кулуарно, так и размещаемые в информационном пространстве, мы отслеживаем.
Как показало время, призывы «беглых» к проведению каких-либо акций не поддерживаются белорусским народом. 

Что касается силовых структур, ответственно заявляю, что они готовы к любому сценарию развития ситуации. Опыт 2020 года нас многому научил, мы усвоили эти уроки. Сделали дополнительные выводы из ситуации в Казахстане в текущем году. Граждане Беларуси могут быть уверены в своей безопасности и обеспечении свободного волеизъявления на референдуме.

Уверен, что граждане Беларуси понимают, что изменение Конституции — это выбор дальнейшего пути развития страны, основа для формирования образа будущего суверенного и независимого государства. Поэтому важно, чтобы каждый гражданин высказал на референдуме свою позицию по этому вопросу.

— В настоящее время Государственным секретариатом Совета Безопасности ведется работа над обновлением Концепции национальной безопасности. Какие изменения претерпит этот стратегический документ?

— Действующая Концепция по форме и содержанию носит всеобъемлющий и комплексный характер. Став в 2010 году результатом кардинального научно-методологического переосмысления основ и процесса обеспечения национальной безопасности, Концепция и документы, связанные с ее реализацией, в течение прошедших лет показали свою практичность и в целом не потеряли актуальности.

Вместе с тем сегодня необходимо по-новому взглянуть на национальные интересы. Особую важность приобретают такие из них, как национальная самобытность, благополучие и процветание, сохранение исторической правды, социальная ответственность граждан (а не только государства), защита персональных данных, развитие атомной энергетики, реализация потенциала молодежи. 
Все эти национальные интересы найдут отражение в обновленной Конституции. Потребуют они и дальнейшего концептуального закрепления.
Кроме того, нарастание геополитической нестабильности обуславливает необходимость обновления механизмов противодействия новым вызовам и угрозам для успешной защиты белорусской государственности.

— Будет ли учтено мнение научной общественности при совершенствовании Концепции?

— Безусловно, такая работа ведется. Только в прошлом году по материалам аналитических исследований Государственного секретариата Совета Безопасности о наиболее актуальных вопросах национальной безопасности при активном участии научно-экспертного сообщества в различных изданиях размещено более 100 научных публикаций, непосредственно связанных с обновлением Концепции. В столичных и региональных научных и образовательных учреждениях прошло более 20 конференций. В рамках специальной научно-исследовательской работы Минздравом прорабатываются вопросы новой сферы — биобезопасности.

В результате такого всестороннего профессионального экспертного обсуждения проблем обеспечения национальной безопасности мы вновь и вновь убеждаемся, что важной чертой обновленного концептуального документа должна стать преемственность по отношению к действующей Концепции. Это позволит не только в полной мере использовать накопленный базис, но и в испытанной «системе координат» продолжить его развитие — с учетом новых национальных интересов и формирующихся для них угроз.

Беседовал Сергей ­ЧЕРНОВЕЦ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter