Искренняя признательность учителям, ностальгическая грусть от расставания с одноклассниками, чувство неизвестности и предвкушение самостоятельной жизни — сколько эмоций вмещает мелодия последнего звонка! Сегодня наши собеседники вспоминают учителей, школьных друзей, а заодно анализируют, изменились ли традиции и сами выпускники.
Валерий Барашков, учитель физики Могилевского государственного областного лицея № 1, народный учитель Беларуси:
— Мой последний звонок прозвучал 57 лет назад. Окончил школу я с четырьмя четверками. Учителя относились ко мне с теплотой. Хулиганом никогда не был, но пошалить мог. Хотя в классе был самым маленьким. Догнал сверстников только на третьем курсе института. Но меня никто никогда не обижал.
Традиции празднования последнего звонка, считаю, мало изменились. Все так же дети выстраиваются в линейку, звучат торжественные речи, музыка. Разве что добавились элементы шоу: молодежь запускает шары в небо, устраивает совместные с учителями и родителями танцевальные флешмобы, снимает тренды в ТiкТок. Появились элементы технического прогресса — слайды, прямые включения. Да и образы сильно изменились.
До сих пор жалею, что не увлекался в школьные годы литературой, историей: эти дисциплины — лучший инструмент для развития письменной и устной речи. Удивлю, но благодарен учительнице, которая в один момент вдруг стала мне ставить тройки по математике. Это сработало как ушат воды — надо больше работать. Поэтому я сторонник следующей системы: начальные классы — основной акцент на игровых методах обучения, в среднем звене уже должны применяться принудительные элементы. В подростковом возрасте сильно душит гормональный фон. Увлечения, интересы придут потом, а оступиться в этот период легко. Хотя современные одиннадцатиклассники на 3 — 5 лет опережают ребят, которые выпускались в мое время. Вспоминаю, у нас ветер в голове гулял. Они в большей степени сами решают, кем быть.
Жанет, заслуженная артистка Беларуси, телеведущая:
- Я хорошо помню свой последний звонок. На мне была школьная форма, ажурный воротничок, передник в рюшечках и два объёмных банта на голове - вместе с девочками договорились предстать в образе первоклашек. Кстати, когда я пошла в первый класс, в школе было принято носить черные и коричневые банты, а я носила исключительно разноцветные. Маму вызвали в школу, чтобы отчитать. Она ответила резко: «В нашей семье нет траура, слава Богу!» После этого я стала законодательницей школьной моды. Мама покупала ткани, кружева и шила мне эксклюзивные воротнички-передники. Я из многодетной семьи – это всегда вызывало повышенное внимание. Мама нас всех учила: у вас должна быть выглаженная одежда, аккуратная прическа, и, не дай бог, появилась какая-то дырочка - немедленно зашить! Моей лучшей подружкой в школе была Надя Ходасевич. Про нас говорили – не разлей вода. Мы даже одевались одинаково. Был случай, когда она просидела у меня в шкафу пять дней. Я заболела, и Надя вместо того, чтобы ходить в школу, тихонечко прошмыгивала ко мне домой и пряталась в платяном шкафу! Я открывала дверцу – и протягивала ей печенье, морковку, яблоки. А как только уроки заканчивались - Надя бежала домой. Говорила: «Что мне делать в школе без тебя!»
Ученицей я была, скорее, стеснительной, но в экстренных случаях всегда могла постоять и за себя и за других. Пять лет назад узнала от старшего брата, что к нему подходили мальчишки, как он выразился, за благословением ухаживать за мной. Но он отвечал: «Вы её не достойны! Попадетесь на глазах – шею сверну!» А я-то считала, что недостаточно хороша, чтобы снискать внимание мальчиков.
Несмотря на скромность, была целеустремленная. На занятиях по физкультуре одна из немногих могла подняться по канату до потолка – а своды в старых школах были очень высокие! Я постоянно ездила по конкурсам и занимала первые места, но даже сказать об этом одноклассникам почему-то не решалась. Про мои способности и таланты знали все учителя. Но не всем мои успехи были по нутру. Одна учительница не преминула уколоть: «Нашлась суперзвезда!» Занижала мне оценки, придиралась! Знаете, спустя столько лет понимаю, что такие педагоги стали лучшими учителями. Научили твердости: падать, вставать и снова подниматься. Но именно благодаря добрым, отзывчивым, педагогам – я сохранила в себе умение любить, излучать добро. Помимо общеобразовательной школы была и музыкальная. Знаете, как только я поступила в первый класс по классу фортепьяно, я год учила произведения по бумаге. У нас не было возможности купить пианино, это было очень дорого. И мама рисовала мне клавиши на листочке – и я нажимала на них пальчиками, пропевая мелодию! Тренироваться могла только в учебных кабинетах.
Бывали времена, когда мы не могли оплатить обучение в музыкальной школе своевременно, денег катастрофически не хватало. И тогда моя потрясающая учительница по специальности Вероника Алексеевна Корзухина сама оплачивала мои квитанции, чтобы меня не отчислили. Настолько она верила в меня и в мой талант. И говорила о том, что я обязательно должна получить музыкальное образование.
В целом школьные годы для меня стали одним из самых ярких событий в жизни!
Александр Шпаковский, депутат Палаты представителей Национального собрания, советник‑посланник посольства Беларуси в России:
— Я учился в белорусской национальной гимназии № 4 города Минска. По прошествии 22 лет с момента окончания школы с теплотой вспоминаю о своих учителях. Считаю, мое мировоззрение, мой кругозор во многом сформировали именно эти люди своим трудом, интеллектом и любовью к профессии.
Любимыми предметами, как легко догадаться, были литература, история, как всемирная, так и Беларуси, обществоведение. Это обусловило дальнейший жизненный путь.
Не скажу, что в гимназии был исключительно прилежным учеником. Но читать очень любил, причем с ранних школьных лет поглощал много политической и исторической литературы. В шестом классе прочитал роман «Крестоносцы» Генрика Сенкевича. У нас дома была богатая библиотека. Мама любила проводить время за чтением, очень много читала бабушка, дедушка коллекционировал мемуары военных лет. В нашей семье всегда было так, что лучший подарок — книга.
Нынешнее поколение сильно отличается от моего поколения — выпускников начала 2000‑х. В мое время, как мне кажется, большее значение имел коллектив. Сейчас подростки много внимания уделяют собственной индивидуальности. Цифровизация привела к тому, что приоритетное значение получила виртуальная реализация личности посредством присутствия в социальных сетях.
Сегодня можно говорить о том, что существует молодой человек как реальный индивид, а параллельно существует еще и его цифровой аватар. Бывает так, что эти две ипостаси могут серьезно отличаться друг от друга.
Последний звонок — это своеобразный сигнал о переходе на новый жизненный этап, когда подросток переступает черту и делает первый шаг во взрослую жизнь. В связи с этим мои советы банальны, но проверены временем: нужно придерживаться достойных человеческих качеств. Не обманывать, не хитрить, не гнаться за быстрым рублем, стремиться всего достигать своим трудом и быть профессионалом в своем деле.