Его кричевлянке Наталье Морозовой завещал отец
В этом году ему исполнилось бы 85 лет. Этого человека — директора местного музея Михаила Федоровича Мельникова — в Кричеве знали все — и старики, и молодежь. И любили. «Второго такого нет», — говорили о нем. Да и не только кричевляне. Советский писатель Константин Симонов просил, чтобы Мельников был у него на похоронах, когда его прах будут развеивать над Буйничским полем под Могилевом...
Судьба Михаила Мельникова интересна и трагична одновременно. Мальчишкой (Михаил Федорович родился в 1921 году) он увлекся историей, с детских лет мечтал основать в родном городе музей. Когда окончил 9 классов (приличное по тем временам образование), решил поехать по стране, собрать фактуру для будущей экспозиции. Очутился на Кавказе, в Гудаутском районе, где его определили учителем русского языка в школу. Оттуда же в 18 лет он был призван в армию, служил в горно–кавалерийском полку помощником комиссара, по сути — «писарчуком». «Ему было всего 19 лет, когда его для беседы пригласили в спецорганы и предложили сотрудничество: «Будешь сообщать нам все, о чем говорит твой комиссар». А когда он отказался, обвинили в шпионаже и отправили в Воркуту. На 5 лет. Там, в ссылке, было много «политических», которые не хотели верить, что Сталин — враг народа. Они написали Иосифу Виссарионовичу коллективное письмо в надежде, что тот, прочтя его, отпустит их на свободу. Курьером отправили самого молодого заключенного — Мишу. Чтобы доставить письмо по назначению, он бежал, но вскоре был пойман. За побег ему прибавили еще 5 лет, — рассказывает нынешний директор Кричевского краеведческого музея, дочь Михаила Федоровича Наталья Морозова. — Но он не пал духом, много читал, общался с интересными людьми — лекции по истории и литературоведению ему читал профессор Некрасов, который учил детей царя. Там, в Воркуте, отец начал писать стихи, прозу, статьи в газеты (впоследствии он публиковался в «Правде», «Литературной газете», издал три книги). Работал в шахте. Однажды в шахте случился обвал, отец серьезно повредил позвоночник, долго лежал в больнице, но все же выкарабкался. А потом началась война... Мельников не раз просился на фронт, но ему все время отказывали, не брали даже в штрафной батальон. Старший брат Николай, который был подполковником НКВД, и тот ничем не смог помочь».
В Кричев Мельников вернулся через несколько лет после окончания войны и не узнал родной город, который немцы почти полностью сожгли при отступлении. От родного дома осталось пепелище, в огне сгорели все собранные для будущего музея экспонаты. Уже не было в живых отца... Михаил Федорович попытался устроиться на работу, но бывшего заключенного никуда не брали. Он не сломался, решил во что бы то ни стало реализовать задуманное и создать–таки в райцентре музей. Тем более что работы прибавилось: нужно было не только воздать должное людям, героически погибшим за свободу родины, увековечить их имена, установить места захоронений, но и выяснить, виновны ли на самом деле те, которых назвали врагами народа. За свои деньги Мельников, человек бедный, зарабатывавший лишь гонорарами от статей, ездил в Санкт–Петербург, Москву, работал в архивах, библиотеках, музеях, привозил домой уникальные сведения и вещи для будущей экспозиции. «Несмотря на то что судьба не была к нему благосклонна, отец остался очень добрым, открытым, коммуникабельным человеком, разносторонне развитым, интересным рассказчиком, — вспоминает Наталья Михайловна. — По выходным, когда мы, три сестры, были еще совсем маленькими, он водил нас на экскурсию, рассказывал, какие названия и почему носят улицы города, соседние деревни, где в лесу живут звери и для чего служила найденная нами в поле мотыга. А когда стали школьницами, подключились к сбору материала для будущей экспозиции о Великой Отечественной войне. Отец тогда добывал сведения об отряде Анатолия Таира, татарина по национальности. Отряд состоял из окруженцев, один из первых, созданных в годы Великой Отечественной войны на территории Кричевщины, он действовал уже в августе 1941 года, а летом 1942–го погиб последний боец. «Чужаков» в свой отряд окруженцы не принимали, местные, кричевские подпольщики только собирали разведданные и были проводниками. До сих пор не установлены фамилии тех, кто сражался в этом отряде. Известно лишь, что всех их, офицеров Красной Армии и политработников, было около 30 и что этот небольшой отряд наносил противнику огромный урон. Только за один бой в деревне Комаровка было уничтожено 80 немцев и полицаев. Чтобы добыть эти сведения, мы вместе с отцом пешком протопали много километров, обошли не один десяток деревень, начиная от Зайцевой Слободы и до Гурко–Нивы, записывали воспоминания очевидцев».
Со сбором материала для будущего музея Мельникову помогали не только родные, но и соседи, жители окрестных домов, улиц, деревень. Даже из других городов и областей что–то передавали. Экспонаты заняли почти весь дом, часть экспозиции была выставлена... прямо во дворе. К примеру, одно время посреди огорода стоял огромный колокол, отлитый на Кричевском медно–литейном заводе в 1748 году для церкви Параскевы Пятницы. В годы, когда боролись с религией, церковь закрыли, а колокол свезли в Чериков. После войны он висел на тамошней пожарной каланче, потом его сбросили, хотели сдать в металлолом, но кто–то из местных, узнав о «странном человеке», за свои деньги скупающем всякую старинную рухлядь, позвонил Мельникову. Михаил Федорович недолго думая отдал последние сбережения, чтобы нанять машину, выкупить колокол и привезти его в Кричев.
— Часть экспонатов отец собрал благодаря добрым людям, которые, к счастью, тоже встречались на его пути. К примеру, тогдашний заведующий отделом культуры Иван Филиппович Юрченко устроил–таки отца на работу в сокольничскую избу–читальню, — рассказывает Наталья Михайловна. — Отец был близко знаком со многими известными, интереснейшими, неординарными личностями. Переписывался с журналистом Алексеем Каплером, который много лет вел «Кинопанораму». Был дружен с семьей революционера Лепешинского, встречался с Бонч–Бруевичем. В начале 70–х годов ему, кричевскому краеведу, была посвящена телепередача. О Михаиле Мельникове стране рассказал Сергей Смирнов — ведущий популярного в то время тележурнала «Поиск», выходившего на Всесоюзном телевидении. У нас в гостях бывали известные ученые, писатели, книги с их автографами занимают отдельное место в музейной экспозиции. Судьба отца поразила Константина Симонова, который дважды приезжал в Кричев, — отец с ним потом переписывался. Писатель завещал, чтобы Мельников присутствовал на его похоронах, когда его прах будут развеивать над Буйничским полем.
...На похоронах Симонова Мельников был. И так растрогался, что получил инфаркт. После третьего инфаркта позвал среднюю дочь Наташу и попросил: «Иди вместо меня директором музея». Наташа согласилась.
«Работать после отца было и ответственно, и одновременно тяжело, — вспоминает она. — Ведь он был человеком действительно уникальным. Люди к нему шли толпами. Это ведь теперь у нас есть доступ к разной информации, а тогда она была на вес золота, люди знали мало, вот и слушали его раскрыв рты. Когда в Кричев приезжали высокие гости — из ЦК компартии, Совета Министров, их тоже первым делом вели в музей и просили отца организовать для них экскурсию. Коротенько. Минут на 40. Отец начинал рассказывать и так увлекался, что затягивал экскурсию порой на 2 — 3 часа. И что интересно: время пролетало незаметно и для гостей».
...15 октября Кричевскому краеведческому музею исполнится 45 лет. Музею, которого без Михаила Федоровича просто не было бы...
Фото Александра ГАВРИЛЕНКО.
Музей в... наследство
Его кричевлянке Наталье Морозовой завещал отец