Мы живем в мире заголовков. Большинство не читает дальше кричащей первой строки. Информации перебор, всю ее потребитель не переварит. Этим пользуются фейкометы из оппозиционного осиного гнезда: то на картошку налетят, как колорадские жуки, то сахар, будто мухи, загадят. И вот дело дошло до гречки. Под «красной тряпкой» яркого заглавия можно себя же запросто опровергнуть, и лучше всего сделать это «в последних строках письма», потому что ерунду большинство не дочитает. Мы же копнем глубже.
Рисунок Олега КАРПОВИЧА.
Рецепт удачного фейка, как и рекламы, — унять «боль» клиента. Возьмем гречку. Любим мы именно за этой крупой вставать в очередь при разных «миллениумах» или «четвертых волнах короны». Наука не выяснила, помогает ли именно гречка от паники. Зато, как сама убедилась еще в студенческие годы, нахапанная крупа помогает обзавестись молью. Вывести эту гадость сложно, как и фейковые новости.
Итак, экс-СМИ (запрещенный портал) лепят полусырой заголовок: «Цены на гречку в России обновили 10-летний максимум. А что у нас с ценами и урожаем?» Затем в первом абзаце рецепт у писак вообще простой: к слову «гречка» добавить два ингредиента — «подорожание» и «дефицит». И посыпать варево выражением «ажиотажный спрос». Все, «клики» гарантированы. А дальше по делу никто и не пишет.
Так, ссылаясь на российское информагентство, раздувают проблему гречки: «По мнению участников рынка, подорожание может быть связано с некоторым ее дефицитом. Тем временем урожайность этой культуры в нынешнем году в РФ существенно ниже, чем в прошлом». Успели испугаться? А надо читать внимательнее. Возникает ощущение, что у самих писак не было времени хотя бы изучить исходник, сворованный у россиян. Суть вот в чем: прошлогоднюю гречу в России уже переработали. Кстати, это крупу удешевило: «В летние месяцы, когда производители освобождали мощности от прошлогоднего урожая, чтобы заполнить их новым, оптовые цены упали до 57—59 рублей». А новый урожай еще не собрали. Вот вам и «дефицит» — сезонный, непродолжительный и легко объяснимый. Пытаются запугать снижением урожайности? Объяснение такое: в некоторых регионах Сибири, где на полях ждет комбайны две трети урожая этой культуры, уборку только начали. Данных по урожайности нынешнего года просто нет!
Итожим: все у соседей с гречкой будет хорошо. Минсельхоз РФ привел цифры: в прошлом году они собрали около 892 тысяч тонн гречки — на 13,4 процента больше, чем в 2019-м. В 2021 году посевные площади увеличили на 12 процентов, урожай-2021 может быть близок к уровню 2020-го. На этом кончается российская статья. Похоже, наши фейкометы предпочли зерну откровенную шелуху.
Я все ждала, когда же они ответят на вопрос, заявленный в заголовке: «А что у нас с урожаем?» И тут с цифрами и фактами голое поле. Даже непаханое. Стащили кусочек интервью у нашего телеканала, выдернули несколько цитат. Ау, так сколько же у нас гречки, что с урожайностью?
Не буду томить читателя, придется сделать работу самой. Уточнила цифры у заместителя начальника главного управления растениеводства Минсельхозпрода Василия Ядловского. Как и поручал Президент, в этом году площади посевов гречихи увеличены. В 2020-м аграрии убирали ее с 25 тысяч гектаров, в нынешнем — с 28 тысяч. Погода, как и в России, повлияла на сроки уборочной. Тем не менее, по последним данным, уже намолочено 11 тысяч тонн гречки (убрано 33 процента площадей). В 2020-м к этой дате намолотили 25 тысяч тонн сырья (77 процентов). Урожайность в нынешнем году пока составляет 11,6 центнера с гектара, в 2020-м — 12,9 центнера на круг. Главное вот что: валовой сбор прогнозируется на уровне прошлого года — 28 тысяч тонн.
Стоило заваривать всю эту мутную кашу? И в России, и у нас никакой гречишной катастрофы не предвидится. Есть нормальная рыночная конъюнктура: где-то нам дешевле и выгоднее закупить часть крупы у соседей, где-то они придержали урожай, погода мешает уборке. Цены динамично меняются, так какая в этом новость? Тем более с учетом того что гречка относится к социально значимым товарам. Кстати, буквально на днях МАРТ продлил ценовое регулирование на 20 групп таких социально значимых товаров, а раньше — еще на 10, до нового года. Приглядывают за ценами и профсоюзы.
И еще один любопытный факт. А так ли нам нужна «антидепрессивная» гречка? Заглянула в данные Белстата о продаже отдельных продтоваров в организациях торговли в первом полугодии: гречневой крупы продали 8 тысяч 612 тонн. Если сравнить с тем же сроком на год раньше — на 18 процентов меньше мы приобрели любимой крупы. За полугодие 2020-го белорусы купили почти 10,5 тысячи тонн. Видимо, еще и на 2021-й хватило. Приелась?
В инфографике использованы данные Белстата
yasko@sb.by
Грозит ли Беларуси дефицит гречки?
Мутная стряпня с гречневой кашей несравнима
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.