Консолидация общества — непременное условие для развития суверенной Беларуси

Мудрость народная

День народного единства — это не просто память об акте исторической справедливости в отношении белорусов, но и четкое осознание того, для чего он свершился. 85 лет назад наша нация объединилась. Это знаковое событие на пути построения белорусской государственности.

Встреча Красной армии на Гродненщине, 1939 г.

Света белого не видели

Моя прабабушка Софья Васильевна Сацкевич до конца дней стыдилась своей малограмотности. Поэтому когда ее дети, внуки и правнуки шли в школу, она не скрывала гордости: в люди вышли! 

При этом важный нюанс: в селе Лунин, где всю жизнь прожила наша бабуля, еще во второй половине XIX века из-под пера православного священника Платона Тихоновича вышла «Белорусская грамматика», по которой он учил местную детвору азам родного языка. Так что еще 150 лет  назад луняне не были обделены возможностями получить базовые знания. Все изменил Рижский мирный договор, по итогам которого западнобелорусские земли вошли в состав Второй Речи Посполитой. Софье Васильевне и ее ровесникам страшно не повезло в том, что их детство и юность пришлись на период польской оккупации. Чтению и письму в 1920—1930-е годы крестьянские дети-белорусы могли научиться только у ксендза-поляка. Правда, исключительно на чужом языке. Поэтому для большинства из них школа была пустой тратой времени.

— Ну как это ты не умеешь писать? — допытывались мы у прабабушки уже в конце 1990-х. — Все умеют…

А она вместо того чтобы рассказывать нам сказки, пела грустные протяжные песни и изредка вспоминала, «як парабкавала на пана». Тогда, в детстве, казалось: между нами пропасть минимум в пару сотен лет. Ведь истории о горькой доле белорусского крестьянства навевали мысли о далеком Средневековье, но никак не о начале ХХ века. 

Позже, когда Софьи Васильевны не стало, память о ней часто становилась сильной мотивацией для меня. Хотелось буквально воплотить ее мечты об учебе, путешествиях в большие города, знакомствах с интересными людьми. Всего этого она была лишена, потому что «света белого не видела, пока гнула спину на пана».

Крестьянки — депутатки Народного собрания Западной Белоруссии, 1939 г.

Быть частью своей страны

Еще одно яркое воспоминание из детства — трепетное отношение прабабушки к выборам. В основной день голосования она просыпалась ни свет ни заря. Приходила в сельсовет обязательно первой и в торжественной обстановке отдавала свой голос за понравившегося кандидата на президентский или депутатский пост. Наша Софья Васильевна без всяких университетов и политологов из интернета  прекрасно понимала, насколько важен голос каждого, и хотела быть причастной к политической жизни своей страны. 

Поразительное чувство гражданского долга для человека, который окончил всего четыре класса польской школы, не правда ли? Депутат Палаты представителей доктор исторических наук Вячеслав Данилович на днях высказал интересную мысль: корни этой политической сознательности старшего поколения уходят в 1939 год. Ведь тогда сам процесс воссоединения белорусского народа был проведен советскими властями в демократическом формате.

— Уже в октябре на освобожденных территориях были избраны депутаты, которым доверили принимать решение, как будут развиваться эти регионы. Причем избрание проходило на основе всеобщего равного тайного голосования, — отметил ученый. — Для многих жителей Западной Белоруссии это были первые выборы, потому что польское законодательство ограничивало избирателей по социальному и национальному признакам. Люди соприкоснулись с реальной демократией и стали частью политического процесса. Абсолютно все: и крестьяне, и рабочие, и интеллигенция, и служащие, и ремесленники. Вместе с белорусами на голосование шли русские, евреи, поляки, украинцы, которые тоже проживали на этих территориях.

В освобожденном Слониме, 1939 г.

Оставаться человеком

Формально наша Софья Васильевна родилась при польской власти, основную часть жизни прожила при советской, а ее последние десятилетия прошли в независимой Беларуси. На вопрос, в какой период жилось лучше, она по-философски отвечала: «Люди во все времена одинаковые». 

И действительно, оставаться человеком при любых обстоятельствах и меняющейся политической ситуации — вот еще один урок, который нам преподносит история. Несмотря на жизнь под польским гнетом, немецко-фашистскую оккупацию и тяжелейшую экономическую ситуацию в первые послевоенные годы, моя прабабушка не озлобилась. Ей было жалко и того самого пана, на которого она трудилась в молодости (он погиб во время Варшавского восстания в 1944-м). Сочувствовала и немцу, в хозяйстве которого ей довелось работать остарбайтером: двое его сыновей погибли во время Второй мировой войны. 

Но вместе с тем Софья Васильевна никогда не забывала о том, кто она есть и откуда вышла. Внутренняя сила, чувство собственного достоинства, трепетное отношение к духовному и культурному наследию своих предков позволили ей прожить долгую жизнь, дождаться правнуков и умереть в стране, о которой она когда-то мечтала.       

kurak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter