Докопаться до истины
Ирина Параскевич родом из Несвижского района. Выбором профессии обязана в большей степени своему отцу, который прошел войну и дошел до Берлина, потом работал участковым в милиции, ловил преступные банды. Рассказы о восстановлении не только разрушенных городов, но и справедливости в послевоенное время повлияли на будущего следователя. В 1982 году после окончания Волгоградской высшей следственной школы МВД СССР молодой специалист приехала по распределению в Минск. Но вакантных мест в следствии не оказалось — последнее забрал однокурсник Ирины Васильевны. Тогда ей предложили стать старшим инспектором по дознанию Центрального РОВД Минска. Там и начался ее путь. Работала до 1989‑го, пока не освободилась желанная должность следователя. Ирина Васильевна дослужилась до начальника следственного отдела Московского РОВД. Преподавала на факультете повышения квалификации Академии МВД, а затем контролировала ход расследования уголовных дел о разбойных нападениях. В 2005‑м ушла на заслуженный отдых в погонах подполковника, но продолжила службу в органах предварительного расследования УВД Миноблисполкома.После создания Следственного комитета Ирина Васильевна служила в управлении процессуального контроля УСК по Минской области. Удостоена медали «За безупречную службу» всех трех степеней. Уйдя в отставку, продолжила трудиться в отделе режимно‑секретной деятельности и делопроизводства. Пройдя все эти ступени, Ирина Васильевна признается, что самой приятной была работа следователем:
— Когда ты получаешь удовлетворение от того, что сделал нужное и важное дело для людей — нашел правду, а обидчика наказал.
Моя профессия — это не только про уголовные дела, но и про то, что стоит за ними, — человеческие судьбы.Были не только те, кто уже неоднократно совершал преступления, но и те, кто оступился. Поэтому важно понять причины и следствия злодеяний.
Сила — в слове
Ирина Васильевна рассказывает, что раньше было не много видов экспертных исследований. Сейчас наука сделала огромный шаг вперед, у следователей больше пространства для маневров, появились современные технологии. Это подспорье для сотрудников Следственного комитета, но без базы, например, без умения правильно выстроить разговор с подозреваемым, можно провалиться в самом начале.Вот один из удивительных примеров такой работы из прошлого, которым поделилась Ирина Параскевич:
— В Минске орудовал вор. Похищал ювелирные украшения: золотые цепочки, серебряные кольца. Фамилия у него была Дубовцов. Он совершил четыре кражи в разных квартирах Минска. Обокрал в том числе и одну подружку, которую провожал вечерами домой. Долго не могли его найти, в итоге задержали, но рассказывать о содеянном не хотел. Мы решили пойти ва‑банк и сообщили ему, что на месте происшествия обнаружены его следы пальцев рук. Дубовцов тут же дал признательные показания. Примечательно, что даже украшений у него уже не было: все распродал, цепочки в Свислочь выбросил. Спустя время мы пришли в эти квартиры проводить проверку показаний на месте. Он начал рассказывать в деталях, как в подъезд к жителям дома стучался, как провода телефонные обрезал. Поразительно, что злоумышленник даже запомнил расстановку мебели в квартирах, рассказал, в каком месте находились шкатулки, магнитофоны и другое имущество. Хозяева все подтверждали. Когда же мы полностью собрали все доказательства и я предъявила обвинение, то услышала:
«Повелся я. Только недавно понял, что никаких отпечатков пальцев быть не могло, я же все то время работал в перчатках».
Главное — научить думать
Коллеги Ирины Васильевны рассказали, что на ее компетентность в расследовании дел и богатый опыт равняются и нынешние сотрудники. Сама она скромно признается, что к ней обращаются за помощью даже сейчас, хотя уже давно не работает следователем. Звонят из разных регионов, чтобы проконсультироваться, а она никогда не отказывает:— Своим ученикам я всегда стремилась помогать, а самое главное — учить их думать. Что‑то на бумажке писала, где‑то готовила указания, что нужно сделать, чтобы собрать все необходимые доказательства.
Но моя принципиальная позиция такая, ее я озвучивала даже своим коллегам: хотите помочь — не берите всю работу на себя. Важно направить человека в нужное русло. Пускай сам на черновике изобразит видение ситуации и дела, а вы потом подкорректируете.А для подспорья у них есть настольные книги — Уголовный, Уголовно‑процессуальный кодексы и даже комментарии к ним.
Бывший сотрудник Следственного комитета подвела итоги, сказав, что в профессии следователя важны не только теоретические знания, как работают законы или какие экспертизы нужны. Следователи — это психологи. Очень важно уметь установить контакт с потерпевшим и узнать правду у подозреваемого, поставить себя на его место, понять ход его мыслей.
Из совокупности всех этих навыков и вырастает профессионал.
23 декабря прошлого года Указом Президента Республики Беларусь Ирина Параскевич, старший инспектор отдела режимно-секретной деятельности и делопроизводства управления Следственного комитета по Минской области, была удостоена медали «За трудовые заслуги».
gotovko@sb.by