Повелитель 78 струн и двух молоточков
Его любовь к цимбалам, о которых золотой медалист молодежных Дельфийских игр может говорить бесконечно, у обывателей, далеких от мира музыки, вызывает недоумение. У профессионалов — невыразимый восторг.
— Заблуждаются те, кто считает, что цимбалы — инструмент исключительно женский, — Дима разбивает первый из стереотипов. — Все самые яркие представители белорусской цимбальной школы — мужчины. Это Иосиф Жинович, Евгений Гладков, Александр и Михаил Леончики и многие другие. Хотя симпатию девочек к цимбалам объяснить тоже легко, чисто визуально они кажутся очень пластичными.
Свою жизнь с 78 струнами и двумя молоточками Дима связал достаточно поздно. В музыкальную школу в родном Гомеле попал только в 12 лет. Пришел, правда, еще в восемь, но все места оказались заняты:
— Сказали, что перезвонят, когда смогут принять. Ждал этого звонка 4 года. Не дождался и пришел сам. В силу возраста мог выбирать только между инструментами 5‑летнего обучения. Когда услышал звучание цимбал — сразу влюбился.
После окончания школы Дима поступил в Гомельский государственный колледж искусств им. Н.Соколовского. Минск, рассказывает, даже не рассматривал:
— Для музыканта самое важное — найти своего педагога. В Гомеле преподавала Валентина Трацевская — единственный педагог, с которым я хотел заниматься. Она ученица Евгения Гладкова, который, в свою очередь, учился у Жиновича. То есть не терялась школа. Для меня важным показался и тот факт, что все ее ученики остались в профессии.
В академии музыки Колотило получил сразу две специализации — цимбалы и дирижирование. За время учебы объездил с концертами десяток стран. К слову, деньги, полученные 4 года назад вместе с гранд‑премией спецфонда, музыкант потратил на поездку на конкурс в Германию.
— Люблю конкурсы не за радость побед, а за процесс подготовки. Когда ищешь, готовишься, репетируешь — уже только это дает большой рост и развитие. А сама победа — скорее, вопрос удачи. Причин, по которым ты не займешь призовое место, может быть сотня: от психологического давления и обстановки до нервного напряжения. Есть множество случаев, когда музыкант побеждал в престижном конкурсе, а потом терялся, переставал творить. Но бывают и обратные ситуации. Мой любимый пианист Евгений Кисин, например, никогда не участвовал в конкурсах, при этом он лауреат множества премий, виртуоз, один из самых востребованных музыкантов современности.
Джаз на цимбалах
В октябре белорусские цимбалы прозвучат в столице Казахстана Нур‑Султане. Чуть раньше Дима выступит в Словакии, затем в Германии, России, в сентябре сыграет в родной Беларуси. На очереди — проект в капелле Санкт‑Петербурга, где компанию нашему цимбалисту составит дирижер Вячеслав Ларин, который в следующем году окончит Белорусскую государственную академию музыки. Дмитрий уверен:
— Белорусские цимбалы сегодня выходят на новый уровень. Екатерина Анохина, например, играла с маэстро Гергиевым, Владимиром Спиваковым и другими именитыми дирижерами. Ее цимбалы звучали даже в «Карнеги‑холл»! И я горжусь нашим национальным достоянием и тем, что исконно белорусский инструмент вызывает интерес у таких именитых дирижеров. Сегодня на цимбалах играют даже джаз! А вы слышали, как звучит «Венгерская рапсодия» Листа на цимбалах? А Бах? Дебюсси? Послушайте — это же просто сказка!
КСТАТИ
В Европу (и Беларусь в том числе) цимбалы пришли из Азии и распространились при дворах королей и монархов. В каждой стране инструмент приобрел свою форму. Единственное, что объединяет их, — форма трапеции и палочки, которыми извлекается звук.