В случае неуплаты за услуги ЖКУ со следующего дня после просрочки платежа начисляется пеня в размере 0,3 процента от суммы долга.
В составе бригады — контролер и слесарь контрольно-измерительных приборов и аппаратуры «Минскводоканала». Каждый день они объезжают десятки адресов, где задолженность за оплату ЖКУ от двух и более периодов. Всем неплательщикам специалисты лично объясняют, чем это чревато.
— Оплачивать жилищно-коммунальные услуги нужно ежемесячно до 25-го числа. Это правило известное, однако не все ему следуют. В случае неуплаты со следующего дня после просрочки платежа начисляется пеня в размере 0,3 процента от суммы долга. Такая пеня будет добавляться за каждый день просрочки до того момента, пока не произойдет платеж, — напоминает контролер «Минскводоканала» Татьяна Зелит.
— Мы не всегда можем попасть в квартиры, так как заядлые неплательщики попросту не открывают двери. Причем ездим к ним с разной периодичностью, но там всегда для нас закрыто. Хотя по закону жильцы должны предоставить доступ для проведения сверки приборов учета или их замены. В таком случае организации, начисляющие плату за ЖКУ, взыскивают долг из зарплаты через суд,
— вводит в курс дела Татьяна Зелит, пока едем к первым в списке должникам.
Оказавшись на месте, находим нужный подъезд. Чтобы туда попасть, контролеры звонят в другую квартиру:
— Делаем это для того, чтобы не напугать неплательщиков, — объясняет слесарь контрольно-измерительных приборов и аппаратуры «Минскводоканала» Андрей Сычев.
Звоним в дверь нужной для нас квартиры. Здесь сумма просроченной задолженности за водоснабжение перевалила за 13 тысяч рублей! Дверь открывает молодая женщина. На вопрос о том, можно ли посмотреть счетчики, говорит, что в квартире их нет.
— Мы здесь не живем, — рассказывает она. — Эта квартира покойных дяди и брата. Они не платили за ЖКУ. Я живу у мужа. Сюда приезжаю на несколько дней, так как стою на учете в поликлинике.
Осматриваемся: в зале на матрасе сидит маленькая девочка. Рядом лежит мужчина. Видимо, ее отец. К слову, на нас он даже не обращает внимания. В квартире нет света.
После слов сотрудников «Минскводоканала» о том, что нужно перекрыть воду из-за огромного долга, женщина неуверенно просит этого не делать, ведь у нее ребенок.
— У вас огромный долг. Как только оплатите его и затраты, связанные с подключением, а это от 5 до 14 рублей, в квартире снова появится водоснабжение. Подключение проводится в течение двух рабочих дней, — поясняет Татьяна Зелит.
— Последних неплательщиков — примерно 100 в месяц. Осознав масштаб проблемы, они прямо в присутствии контролеров оплачивают задолженность по ЕРИП через интернет-банкинг или М-банкинг. В прошлом году так поступили 982 собственника. Если же у потребителей сложная жизненная ситуация, особенно когда у них есть дети, то просим помочь решить проблему администрацию района, в котором проживают должники, — говорит контролер «Минскводоканала».
В следующей квартире сумма задолженности намного меньше — 382 рубля. Однако внутрь нас никто не пускает. По очередному адресу на двери висит записка. Скорее всего, здесь уже давно никто не живет, а долг накопился приличный — более 4 тысяч рублей.
Посещаем еще две квартиры, за которыми тянется шлейф долгов. В одной из них сумма задолженности составляет 300 рублей. В другой — значительно больше. Дверь открывает пожилая женщина. После сверки счетчиков сотрудники сообщают ей, что у нее накопился долг, который нужно оплатить. Причем не только за воду, но и за все ЖКУ — свыше 2 тысяч рублей.
— Я проживаю одна. Всегда плачу вовремя, даже не знаю, о каком долге вы говорите, — поначалу удивляется женщина.
В следующих пяти квартирах двери никто не открыл.
На обратном пути Татьяна Зелит рассказывает, что для любого человека отключение воды — стресс. Ведь остаться в квартире без воды — серьезное испытание для человека, поэтому в «Минсководоканале» снова напоминают: во избежание таких ограничений жилищно-коммунальные услуги нужно оплачивать вовремя.
semenkova@sb.by