Как в информационном пространстве манипулируют сознанием и заставляют верить в вымышленные идеалы

Мнимая реальность

В прошлом году мы наблюдали, как люди, поверившие в абсолютно невозможные вещи, совершали поступки, имевшие для них очень тяжелые последствия. Совершали они эти поступки добровольно, опираясь в принятии решений на веру, а не на факты. Так как же так получилось, что люди поверили в невозможное? Как удалось их убедить добровольно пойти на уличные беспорядки, стать участниками попытки государственного переворота, поломать собственные жизни? Давайте разберемся в механизме обмана, имевшего для многих столь тяжкие последствия. 


Фундамент убеждения

В первую очередь в сознание людей нужно заложить фундамент, некий постулат, на котором и будет держаться вся система. Нужно создать опору для лжи, на которую потом уже можно будет нанизывать остальные фрагменты. Конкретно в нашем случае таким фундаментом послужил посыл о незаконности законно избранной власти. Именно на этом и выстраивалась вся дальнейшая система обмана. И тут сразу надо отметить, что строится это все на эмоциях, настоящей логики в подобных системах быть просто не может. 
Это как сравнение коммунистов с фашистами, абсолютный бред, но на эмоциональном уровне работает. Помните ведь термин «красно-коричневые», это вот именно оно, язык мятежа, собрать все в одну кучу, лишь бы максимально негативный фон получился, независимо от возможности подобного смешивания. Суть в том, что для Запада абсолютно любая система, его не устраивающая, будет режимом или хунтой независимо от законности. И именно такие образы людям и транслируют, ведь эмоционально поддерживать хунту гораздо сложнее, чем законную власть.

Простой пример с той самой незаконностью власти… 

Вот смотрите: людей накручивали перед выборами и закладывали посыл, что действующая власть незаконна и вообще это не столько власть, сколько «режим». Но если власть незаконна, то и выборы незаконны. Так куда вы в таком случае собрались идти голосовать? Ведь даже в случае победы оппозиционного кандидата на выборах его победа будет недействительна, потому как выборы незаконны. Но, как я уже сказал, строится все на эмоциях, а эмоционально накачанные люди даже настолько простую логическую цепочку построить не в состоянии. Итак, фундаментом стал посыл о незаконности власти. Люди должны были подсознательно чувствовать, что они правы, что они выходят за правое дело. Иначе вся подготовка не имела бы смысла. Ведь если бы выходящие на массовые беспорядки осознавали, что они не более чем мятежники, и понимали всю тяжесть последствий от собственных действий, они бы просто не вышли на улицу.

Люди, ничего в жизни не добившиеся, получили шанс стать кем-то, для этого всего-то и надо было, что в беспорядках поучаствовать, нарушить закон, совершить преступление, но они же поверили, что закона больше нет и отвечать за свои действия не придется… Они думали о славе, о наградах, о новой карьере. Но совершенно точно никто не думал о годах в колонии строгого режима. 

Механизм

Механизм для подобных воздействий был создан уже очень давно по медийным меркам. С середины девяностых годов страна была опутана сетью иностранных медиа и НКО, позволяющих создавать и транслировать абсолютно любой контент. Любая мысль, любой тезис, которые нужно было подать, могли быть освещены с самых разных сторон и представлены как истина. Просто вспомните, сколько раз тот же теперь уже экстремистский «Белсат» уравнивал фашизм с коммунизмом и инициировал дискуссии на тему, кто больше виноват и кто большее зло. Вроде и споры шли, но суть в том, что споры специально инициировались для диффузии идеи в массовое сознание, ведь если вопрос в принципе обсуждается, значит, в споре есть место для разных мнений, хотя на самом деле даже вопрос такой вставать в принципе не может. 
А под споры специально создавалась база якобы компетентных источников, на опубликованные статьи ведь можно ссылаться. Да и та же Википедия, ее ведь люди пишут. Там человек «правильных» взглядов может разместить информацию с нужными посылами, а остальные потом на нее ссылаться будут. Вот так и работает внедрение в общество нужных взглядов. 

Противник

Очень сложно убедить людей пойти на бой с драконом даже ради самых благих и высших целей. А вот пойти толпой прихлопнуть таракана — это запросто. Именно по этой причине уже подзабытый Тихановский и запустил всю эту «тараканью» франшизу. Целая кампания была «стоп-таракан»: все с тапками ходили на митинги, кричали свои лозунги, рисовали тараканов в самых различных вариантах, даже делали огромные тапки для прихлопывания. Вообще, технология не нова, Тихановский, вернее, те, кто ему писал сценарии, подсмотрели идею в Руанде и переписали под свои задачи.

В Руанде, к слову, трансляция подобных идей в массы очень нехорошо закончилась. Конфликт там начался давно на этнической почве между тутси и хуту, а в 1993 году плавно перетек в геноцид. Это стало возможным в том числе благодаря массированной «медийной» подготовке через небезызвестное «радио тысячи холмов». Тутси назначили «тараканами», просто расчеловечили их в глазах хуту, привив мысль, что это просто вредители, тараканы. И их уничтожение — это не убийство, а борьба с вредителями. Так местное население накрутили с помощью технологий расчеловечивания оппонентов, что даже количество жертв подсчитать до сих пор не могут, по разным оценкам что-то около миллиона выходит.

Вот и у нас похожую историю хотели инициировать, даже собственное «радио тысячи холмов» запустили. Да, та самая «Страна для жизни», по одним лекалам все делалось: тапок, таракан, вредители. Не людей убивать, а избавляться от вредителей… 

Большинство

Участников надо было убедить, что их большинство. Причем не просто большинство, а большинство совершенно подавляющее, иначе могли возникнуть сомнения, действительно ли весь народ жаждет перемен. И вот тут для убеждения хватило двух предельно простых механизмов.
Все же помнят «97 %», теперь почти все связанное с этой сентенцией признано экстремистскими материалами, но чуть больше года назад идея ходила совершенно свободно. Наиболее эмоциональные и внушаемые поверили, что их большинство, а потом просто перестали общаться с настоящим большинством, понимающим, как дела обстоят на самом деле. Адепты секты «97 %» оказались заперты в ими же созданном социальном пузыре, состоящем исключительно из единоверцев. 
А дальше все просто, поскольку общались они в основном друг с другом, за исключением очень небольшой части родственников и знакомых, с которыми по каким-то причинам не переругались, то у них создавалось впечатление, что их поддерживают абсолютно все, за очень маленьким исключением как раз тех самых трех процентов. Этот социальный пузырь и прослужил инкубатором веры протестного ядра тех самых людей, которые потом вышли на улицы с твердой верой, что их большинство.

Вот только в реальности на самых массовых беспорядках их число не превысило даже 5 % от населения Минска. Но пузырь оказался настолько прочным, что некоторые до сих пор из него вылезти не могут, хоть над ними теперь уже даже бывшие единомышленники смеются. 

Если продолжить говорить метафорами, толпа с тапками в руках пришла прихлопнуть таракана, а вместо таракана их встретил огнедышащий дракон и тапками даже заслониться не получилось. 

Синхронизация

Но мало иметь толпу зомбированных людей, этой толпой надо еще как-то управлять. Естественно, механизмы управления тоже были отработаны, причем так, что у людей даже не возникло подозрений. Все были уверены, что добровольно участвуют в неких инициативах. Надо признать, что не все попытки были успешны, но частичный успех они все же имели. Людей постепенно начали приучать организованно действовать по инструкциям из интернета. Началась подготовка примерно за девять месяцев до выборов, и первым шагом стало выделение адептов некой деталью.

Изначально предполагалось, что участники протеста будут одеты исключительно в белое, даже была попытка запустить тренировочные акции. Но в итоге это оказалось слишком сложным и от одноцветной одежды отказались, предписав просто иметь на себе что-то белого цвета. Помните те самые белые браслеты? Некоторые до сих пор ими не брезгуют, они как раз являются развитием той самой белоснежной концепции. Еще одним ответвлением от изначальной концепции стали марши «женщин в белом», но, учитывая предельно низкое количество участниц, это была скорее работа на камеру. 

Было запущено целое тренировочное движение «Беларусь 12 стоп», по заданию люди должны были ровно в 12 часов дня ненадолго останавливаться, что бы они ни делали. По возможности акцию надо было снимать на видео, которое потом публиковалось в интернете. Люди привыкали делать некие невинные вещи, просто остановиться в знак протеста, это ведь несложно. Только они упустили тот факт, что их фактически дрессировали на совместные действия по инструкциям от непонятно кого. Чуть позже эти акции трансформировались в совместное «кормление голубей» в определенное время, так людей научили выходить на улицу, когда надо.
И это все было гораздо опаснее, чем казалось. Люди начинали чувствовать себя частью некой общности и учились действовать совместно, надо ли говорить, что большинство из них были адептами той самой секты «97 %»? Протестное ядро потихоньку скреплялось. 

Силовики

Остался самый сложный момент. Организаторам мятежа ведь было совершенно очевидно, что силовые столкновения неизбежны, и надо было как-то убедить людей игнорировать угрозу возможной ответственности за собственные действия. Мы сейчас не говорим о подготовленных заранее боевых группах, которые бросали «коктейли Молотова» и строили баррикады, там история отдельная. Мы говорим о массе людей, которые туда пришли и создавали питательную среду для боевых групп, служили прикрытием и щитом. Но как их убедили добровольно пойти на риск быть втянутыми в совершенно реальные уличные бои, а впоследствии еще и понести уголовную ответственность? 

Конечно, образ силовиков заранее старались максимально размыть и увести внимание людей от неизбежного противостояния. Помните, сколько было фейковых роликов о людях, избавляющихся от формы, увольняющихся, сколько было заявлений на камеру? Правда, потом оказалось, что большая часть роликов была снята в павильонах, особенно ныне экстремистский «Белсат» запачкался, но прошлым летом эту тему максимально раскручивали. Да, настоящие предатели тоже были, но в количестве совершенно недостаточном для воздействия на массовое сознание, вот и пришлось постановочные съемки запускать.

А этот замечательный лозунг — «милиция с народом», милиция действительно с народом, только вот выходящих на массовые беспорядки убеждали, что народ именно они и что именно они транслируют волю народа. В общем, всеми силами старались донести, что силовики чуть ли не с ними выйдут на марши. И да, силовики действительно вышли, только не совсем так, как ожидали протестующие. Но самое главное не это, главный посыл был в другом. 
Людей убедили в том, что после успешного мятежа все участники получат индульгенцию, что все долги будут списаны, все преступления забыты, а все отличившиеся станут героями. И вот этот иллюзорный «социальный лифт» и стал одним из самых главных мотиваторов. 

Картина целиком

Теперь, когда мы разобрали детали, можно посмотреть, как работал механизм целиком. Итак, людей убедили, что законная власть незаконна и даже в чем-то слегка коричневая, в смысле идеологически перекликается с некоторыми режимами начала прошлого века. Убедили, что противника у них практически не существует, вернее, существует, но никакого противодействия напору он оказать не сможет. Убедили, что они находятся в совершенно подавляющем большинстве. Научили людей слаженным действиям по инструкциям из интернета. И, что самое главное, убедили в отсутствии ответственности за совершенные преступления. Но в столкновении с реальностью вера всегда проигрывает. 

Власть оказалась законной и легитимной, что в итоге пришлось признать всем, как минимум об этом свидетельствует решение МВФ, ведь по правилам фонда средства могут выделить только тем странам, чьи правительства признало международное сообщество. 
Президент оказался весьма решительным, никуда не побежал вопреки чаяниям бунтовщиков и даже показал мятежникам автомат, вот уж чего действительно не ожидали. Вышедшие на уличные бесчинства оказались в совершенно подавляющем меньшинстве, а силовики, которые в выдуманном «змагарамі» мире уже давно сняли форму и влились в их ряды, на самом деле действительно оказались с народом и перемололи мятеж с неумолимостью и методичностью камнедробилки. 
Такой вот результат серьезного и системного воздействия на массовое сознание. Как противостоять подобной эмоциональной накачке, не государству, а именно человеку? Это очень сложно, при постоянном давлении сознание постепенно будет поддаваться манипуляциям. Единственный вариант в данном случае — полностью отключать эмоции и смотреть исключительно на факты. Человек, опирающийся на факты, для подобных манипуляций совершенно неуязвим. Но человек — существо в целом эмоциональное, чем, безусловно, еще не раз попытаются воспользоваться. Государству в будущем не раз предстоит столкнуться с подобными методиками, главное — в следующий раз на корню пресечь попытки подобного воздействия. Мы получили достаточно серьезный урок, и этот урок усвоен. 

Рисунки Олега КАРПОВИЧА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter