Команда юных медиаторов
Когда детям предложили попробовать себя в медиации, они недоверчиво переглянулись: какая еще медитация? Но со временем разобрались, что к чему. «Старожил» проекта – Анастасия Бородкина. Она пришла в него, когда была в седьмом классе. Сейчас уже выпускница возглавляет команду, в составе которой, кроме нее, еще пять медиаторов. Мы попросили их провести мастер-класс для «Знаменки»: примирить двух девочек, чуть не подравшихся из-за мальчика, в которого они обе безнадежно влюблены. В роли медиатора – Настя, в качестве конфликтующих сторон – ее коллеги Елена Кушнир и Дарья Шевченко.
И хотя наша история вымышленная, подобные в школах случаются постоянно, подмечает Анастасия:
– Большая часть наших кейсов связана со взаимоотношениями мальчишек и девчонок. Сегодня мы рассмотрим ситуацию, которая могла произойти абсолютно в любой школе и с любым ребенком.
Для начала Анастасия по одному вызывает участников конфликта в кабинет медиации, чтобы познакомить с правилами «игры»:
– У нас запрещено сквернословить, оскорблять друг друга, заниматься рукоприкладством. Вы можете не беспокоиться о конфиденциальности: все сказанное останется в этих стенах. Вначале я выслушаю вас, задам вопросы и в процессе обсуждения мы вместе найдем консенсус. Если посчитаете нужным, можем оформить письменный договор о примирении.
– Мне не нравится, что Лена постоянно крутится возле Вовы, – начинает рассказ Даша. – Понимаете, мы уже почти начали встречаться, как вдруг появилась она и стала ему названивать вечерами, приглашать в кино.
Для начала Настя предлагает оппонентам высказать обиды
У Лены диаметрально противоположное видение ситуации:
– Дашка бегает за Вовой и никак не угомонится. Считаю, что у меня на него больше прав, ведь он мне нравится уже давно, а она на него запала всего несколько недель назад.
В дело вступает медиатор:
– Если я правильно поняла, вам и вашей однокласснице нравится один мальчик. Из-за этого вы с ней повздорили?
– Все верно, – соглашается Лена.
Девятиклассницы садятся за стол переговоров, и медиатор предлагает им «провентилировать» эмоции. Этот профессиональный прием помогает оппонентам высказать накопленные обиды и выпустить пар:
– Девочки, вы можете прямо сейчас сказать все, что думаете друг о друге, или внести предложения. Есть у кого-то идеи?
– Предлагаю Вову распилить! – заявляет Лена. – Тогда он достанется и Даше, и мне.
– Если бы речь шла о пироге, думаю, это решение было бы грамотным. А так сомнительно. Вы не против, если я приглашу самого Вову, чтобы он помог нам найти выход из сложившейся ситуации? – предлагает Анастасия.
С согласия конфликтующих сторон в кабинете появляется Вова. Оказывается, он даже не догадывается, что у него есть две поклонницы. Страсти накаляются, все ждут, кого же выберет юноша, а он пока не готов признаваться в чувствах:
– Я бы хотел продолжать дружить и с Леной, и с Дашей. Не понимаю, почему должен выбирать между ними? Мне ведь в загс еще рано.
Кажется, Даша поняла, что делить кавалера, как пирог, неразумно и бессмысленно. Она готова принести извинения:
– Лена, прости за то, что вчера толкнула тебя. Мне казалось, что ты хочешь отнять что-то мое, а сейчас поняла, что Вова никогда моим не был. Он ведь не вещь, которую можно запросто поделить. Если мы нравимся ему обе, пусть общается с двоими. В любом случае у каждой из нас будет шанс сходить с ним в кино.
Лена принимает извинения соперницы и в ответ приносит свои. На этом спор окончен. Школьники разбегаются на уроки, а председатель совета центра «Медиация и право» Ирина Бельская, которая весь час наблюдала за ходом сессии, делает выводы:
– Анастасия применила несколько удачных профессиональных приемов: шутила, чтобы разрядить обстановку, сглаживала лексику конфликтующих сторон (вместо резких слов «крутится» и «бегает» употребляла более нейтральные «хочется общаться»). Если вы обратили внимание, после того как медиатор выслушивала реплики сторон, она повторяла сказанное, чтобы оппоненты понимали, что их услышали. В моменты, когда стороны затруднялись сформулировать чувства, мягко направляла и помогала высказать мысль. Кроме того, она постоянно использовала жест открытой ладони, который располагает к диалогу и единению. Каждое действие и слово медиатора было направлено на то, чтобы сгладить острую ситуацию, сделать из негативной нейтральную. У Насти это хорошо получилось.
Ирина Александровна отметила, что служба школьной медиации решает конфликты между учениками, педагогами и родителями. Сессии между детьми проводят сами ребята, а дела, в которых участвуют взрослые, рассматривает сертифицированный медиатор, социальный педагог школы Наталья Куликова.
КОМПЕТЕНТНО
Ирина Орловская, руководитель проекта «Школьная медиация»:
– Проект по развитию школьной медиации стартовал в сентябре 2015 года в СШ № 30 Минска. Со временем круг учреждений образования, задействованных в проекте, значительно расширился: к нему подключились полсотни школ и колледжей в Минске и Гродно. В этом учебном году опыт распространим на Витебск и Гомель. В планах создать ресурсные центры на базе наших школьных служб медиации. Мы бы хотели, чтобы в них могли обращаться не только ребята из конкретной школы, но и молодежь со всего города.
Направление, которое мы сейчас развиваем, очень важно, потому что школьная медиация может стать основой гармоничных отношений в будущем. Приобретенные в школе навыки примирения ребята будут применять и во взрослой жизни.
odubrovsk@sb.by