Глобальная демографическая «яма» требует кардинального пересмотра подходов в соцобеспечении

Мир стареет и должен изменяться

А социализм-то, наверное, неизбежен. Возможно, новая общественная формация будет называться как-то по-другому. Но в целом и общем определять новую форму социальных отношений. Так требует диалектика развития цивилизации. Конкуренция, безудержная частная инициатива, свобода рынка и экономических отношений, несомненно (не будем отрицать), демонстрировали свою эффективность. Но совершенно в других условиях. А они, эти самые условия, кардинально изменились даже не за столетие, а за какие-нибудь последние 20–30 лет. Продолжительность жизни значительно повысилась. И в среднем по миру, и по многим регионам. Население Земли перевалило за 8 миллиардов: налицо откровенный дефицит природных ресурсов. Как полезных ископаемых, так и многих-многих других: экологических, водных, продовольственных… Конкуренция чистой воды являлась двигателем прогресса до конца прошлого века. Возможно, даже его начала. Когда ресурсов было много, население планеты и многих стран было относительно молодым. И добавленной стоимости, строго говоря, хватало всем. И государство могло минимально вмешиваться в перераспределение ресурсов. Нынче ситуация несколько иная. 


И, говоря откровенно, цивилизация находится на развилке. Либо продолжать свободу конкуренции возводить в абсолютную ценность — но тогда рискуем свалиться, извините за откровенность, к жестокому дарвинизму: выживает сильнейший, а остальные... Можете сами придумать удобный эвфемизм. Либо, хотим мы того или нет, придется выстраивать новые социально-экономические и общественные отношения, цель которых будет обеспечивать всему населению (независимо от возраста и других параметров) достойную (тут хотелось бы поставить несколько восклицательных знаков) жизнь. И тут классическая капиталистическая формация однозначно не подходит. Не отвечает она сложившейся демографической ситуации. 

Не так давно население Земли превысило 8 миллиардов. Впрочем, корень сложностей кроется не в количестве, а в возрастной структуре. Население в подавляющем большинстве стран стареет. В ЕС этот процесс длится с конца прошлого века. Но сегодня он затрагивает и самый густонаселенный на планете Азиатский регион. Демографические дисбалансы испытывает даже Китай, который относительно недавно боролся с излишней рождаемостью. А сегодня, наоборот, старается ее всячески стимулировать. Улучшение условий жизни, развитие медицины увеличивают продолжительность жизни. И, соответственно, нагрузку на социальную инфраструктуру. Или, если называть вещи своими именами, на трудоспособное население. И это становится большим общественным вызовом. Причем не только экономическим, но в большей степени морально-этическим. 


В той или иной степени проблему понимают и осознают во всех странах. Но основная сложность кроется не в ее констатации, а поиске способов решения. Недаром же до пандемии в развитых странах в различных формах на повестке дня стоял вопрос выработки неких новых подходов для социализации классического монетарного капитализма. Другой вопрос, а хочет ли он этой социализации? Конечно, формально все крупные и даже не очень большие корпорации проповедуют принципы социальной ответственности. При их внешней масштабности они не способны в корне решить ни одной из современных общественных проблем. По большому счету, наверное, и таких задач не ставят. Корпоративная социальная ответственность при всем своем глубоком гуманитарном и гуманистическом базисе в конечном счете является одним из элементов пиара. Хотя, несомненно, под его эгидой делается немало полезных и добрых дел. Но они фрагментарны, между тем как необходимы системные решения. 

Система социального обеспечения — образование, здравоохранение, пенсии и другие трансферты — сфера дорогая или очень дорогая. И до поры до времени, когда население было молодым, продолжительность жизни относительно невысокой, а количество трудоспособных граждан значительно превышало количество пожилых и социально незащищенных, то бюджетный канал справлялся с социальной функцией. Сегодня в большинстве стран, прежде всего развитых, фискальная проблема одна из самых острых. И коммерциализация социальной инфраструктуры не дает уже нужного эффекта. Платная медицина, пускай и страховая, оказывается не на самом высоком уровне. Это ярко показал ковид. Хотя может являться и очень дорогой. Как например, в США. Та же история с образованием. На самом деле лечение серьезных заболеваний по-хорошему может гарантировать только государство. Ни один страховой полис не покроет этих расходов. Либо страховые взносы будут на таком уровне, что окажутся неподъемными для приличной части населения. Все эти неприглядные истории обнажила пандемия. Кстати, в той же Франции подумывали: не национализировать ли некоторые стратегические фармацевтические предприятия. Но ушел вирус — и про инициативу забыли. А налоговых поступлений, как и в различные пенсионные и страховые фонды, по-прежнему не хватает. И желающих их пополнять не прибавляется. Вспомните, налоговое бегство Жерара Депардье в Россию! И это только самый известный случай. На деле ретируются тысячи компаний и десятки тысяч физических налогоплательщиков в разные другие юрисдикции и фискальные гавани. 

Фото из архива «СБ»
Какая формация придет на смену капитализму? Как это будет происходить? Будет ли это социализм в современном апгрейде образца СССР или будут некие другие — сложно сказать. Несомненно, это будет глубоко инновационный процесс. Причем многогранный: экономические трансформации, несомненно, должны сопровождать и морально-этические изменения в обществе.
Понадобится и усиление роли государства. По крайней мере, в части регуляторики, чтобы сохранять баланс между интересами экономически активного населения и людьми, требующими той или иной поддержки. И в этом разрезе преимущества есть у среднего размера государств. Кстати, в части развития человеческого капитала и других социальных параметров на первых местах Швеция, Норвегия, Сингапур, Дания, Швейцария. Страны, сопоставимые по населению с Беларусью. И у нас есть значительные успехи в построении общества по новым правилам. Не всегда и не все проходит гладко, но по охвату социальной защиты населения, доступностью образования, здравоохранения наше государство занимает в мировых рейтингах если не всегда самые первые, то очень достойные строчки. Наш опыт ценен для мировой цивилизации прежде всего тем, что социальный баланс нам удается обеспечить за счет собственного интеллектуального и промышленного потенциала. Значительной природной рентой наша страна не обладает, эмиссионными возможностями (как США и ЕС) — тоже. Не исключаю, что наши успехи будут не в таком далеком будущем изучать в университетах. И не только наших. Впрочем, мы всегда готовы гостеприимно делиться опытом. И, говоря откровенно, социально-общественное строительство — высокая технология. По уровню сложности опережает и космические корабли, и многие другие технические инновации. Соответственно, это наш актив. Совершенно не значит, что его надо держать в тайне и не делиться с соседями или теми странами, которые готовы с нами общаться. Но в любом случае этот актив крайне ценен для укрепления Беларуси на международной арене. 

volchkov@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter