Министерство труда и социальной защиты прокомментировало Закон Республики Беларусь № 41-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2025 год», принятый 2 декабря этого года, пишет БЕЛТА.
Иллюстративное фото
Так, доходы бюджета фонда планируются на уровне BYN 32,8 млрд, что на BYN 3,2 млрд больше ожидаемого исполнения 2024 года. Темп роста составил 110,7 %.
Основным источником доходов являются взносы на государственное социальное страхование, которые составят примерно BYN 30 млрд (91,5 % доходной части бюджета). Запланированы также поступления по взносам на профессиональное пенсионное страхование — BYN 251,6 млн.
Неналоговые доходы бюджета фонда составят BYN 563,4 млн. «Это доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования, проценты, уплачиваемые банками за пользование денежными средствами бюджета фонда, штрафы за нарушение законодательства о государственном социальном страховании и другие», — отметили специалисты.
Субвенции, передаваемые по законодательству из республиканского бюджета в бюджет фонда на финансирование нестраховых выплат, составят около BYN 2 млрд. «К нестраховым расходам, например, относятся социальные пенсии, отдельные виды пособий, а также пособия в связи с рождением ребенка и по уходу за ним до 3 лет женщинам, не участвующим в социальном страховании, и другое», — рассказали в профильном ведомстве. В 2025 году не планируется привлечение субвенции на сбалансированность бюджета фонда.
Расходная часть бюджета фонда запланирована в сумме BYN 32,3 млрд. Темп роста — 113,4 %.
Основную часть бюджета фонда планируется направить на финансирование пенсий — BYN 25,9 млрд (более 80 % от расходов), что на BYN 3,3 млрд больше, чем в 2024 году. Расходы предусмотрены с учетом ежеквартального перерасчета (1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября) социальных выплат, связанных с размером БПМ (пособия семьям с детьми, социальные пенсии, возрастные и иные надбавки к пенсиям, пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста); двух перерасчетов (с 1 февраля и 1 августа) ежемесячных пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; повышения трудовых пенсий по возрасту в среднем за год на 13,9 %.
Среднемесячный размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера запланирован на уровне BYN 926.
На финансирование выплат всех видов пособий планируется направить почти BYN 6 млрд. В общей сумме пособий 54,4 % запланировано направить на выплату пособий семьям в связи с рождением и воспитанием детей, что составит BYN 3,2 млрд, из них на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет — BYN 1,9 млрд.
Кроме того, из средств бюджета фонда около BYN 140 млн будет направлено на решение социально значимых вопросов. В их числе мероприятия по обеспечению занятости населения — BYN 43,3 млн; санаторно-курортного лечения и оздоровления — BYN 32,5 млн; специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов — BYN 64,3 млн.
«Расходы на финансирование мероприятий занятости и специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов относятся к категории нестраховых выплат и будут возмещены бюджету фонда из республиканского бюджета в виде субвенции», — отметили в Минтруда.
В целом бюджет Фонда социальной защиты населения на 2025 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме BYN 501,8 млн.