Домашнему насилию могут подвергаться и мужчины, и женщины в разном возрасте. К сожалению, чаще всего жертва предпочитает скрыть синяки под длинными рукавами и не рассказывать о случившемся даже родственникам и близким друзьям. Но это неправильно, убежден милиционер:
— Замалчивание фактов насилия дает агрессору чувство вседозволенности, и однажды он перейдет границу — жертва может оказаться на больничной койке или того хуже. А если потерпевший вовремя обратится в милицию, можно не только избежать таких последствий, но и вернуть в семью любовь и уважение.
Офицер привел пример, который четко показывает, почему молчать о насилии не стоит:
— Жительница района долгое время страдала от рукоприкладства мужа-ревнивца, с которым прожила в браке 22 года. Уговоры и просьбы начать новую жизнь на супруга не действовали, а лишь вызывали приступы гнева. Дошло до того, что женщина не могла выходить на улицу: побои на лице и по всему телу бросались в глаза. Но обращаться в милицию она не хотела: мол, муж не пьет, единственный кормилец в семье (сама она не работала) — считала, что ради такой «счастливой жизни» надо чем-то жертвовать, пусть и своим здоровьем. Соседи, к слову, скандалов не слышали. В этой истории сигнал SOS подали медики: они прибыли спасать женщину, когда супруг до полусмерти избил ее и сам так испугался, что вызвал скорую. Медработники передали информацию в милицию, участковый провел проверку и собрал материалы, необходимые для возбуждения уголовного дела без заявления жертвы. Подключилась прокуратура. Теперь мужу минчанки придется по суду ответить за истязание и угрозу убийством.
Павел Пунчик призывает самих жертв и всех, кто стал свидетелями семейных разборок (соседи, коллеги, друзья, родственники, дети), не молчать о домашнем насилии и не бояться обращаться за помощью. У милиции есть рабочие рычаги воздействия на тиранов, говорит правоохранитель:
— Если бы женщина сразу позвонила по телефону 102 или написала сообщение в чат-бот минской милиции в Telegram @MinskPolice_bot, на место бы выбыл участковый и зафиксировал факт насилия. В этом случае можно было бы применить защитное предписание. Оно с согласия жертвы домашнего насилия налагает на агрессора ряд запретов: выяснять и посещать места нахождения и пребывания жертвы, общаться с ней любым способом (в том числе по телефону, через интернет), а по требованию — временно покинуть общее жилое помещение на срок до 15 дней (в исключительных случаях — до 30). Нарушение защитного предписания согласно ч. 2 ст. 10.1. Кодекса об административных правонарушениях влечет штраф в размере до десяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест. Контроль за соблюдением ограничений осуществляет участковый инспектор, который регулярно навещает семью. Также при необходимости можно воспользоваться кризисной комнатой, где созданы условия для безопасного проживания, оказывается психологическая помощь.
Алгоритм действий жертвы в случае домашнего насилия таков, рассказывает офицер:
— Не изолируйтесь от социального окружения, поддерживайте тесные отношения с друзьями, родственниками и знакомыми. Убедите своих детей, что насилие ни в коем случае не может быть оправданным. Определите наиболее близкое место к выходу из дома, потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть жилище. Расскажите друзьям и соседям, которым доверяете, о ситуации в семье, договоритесь о знаках, по которым они смогут понять, что вы в опасности. Старайтесь не пользоваться вещами, которые можно использовать для удушения (шаль, шарф, толстые цепочки). Всегда носите с собой мобильный телефон.