Миклашевич рассказал о том, что повысило эффективность конституционного контроля

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь Петр Миклашевич в ходе встречи Президента Беларуси Александра Лукашенко с судьями Конституционного Суда доложил о том, как в стране укрепляется конституционная законность.


Эффективность конституционного контроля как гарантия обеспечения конституционной законности и конституционного правопорядка обусловлена следующими факторами, обратил внимание Петр Миклашевич.

Первое. Завершился этап обязательного предварительного конституционного контроля законов, принятых Парламентом до подписания Президентом, который положительно повлиял на укрепление конституционной законности. Конституционным Судом было проверено 698 законов, более 300 правовых позиций было учтено законодателем и правоприменителями в своей деятельности. В соответствии с обновленной Конституцией установлен предварительный контроль конституционности законов только по предложениям Президента.

— Поэтому желательно, чтобы в течение года в Конституционный Суд поступало хотя бы несколько таких предложений. При этом полагаем, что в целях упреждения нарушения баланса властных полномочий в системе госорганов необходимо установить на законодательном уровне и порядок обязательного предварительного контроля конституционности вносимых изменений в законы, устанавливающие правовое регулирования деятельности органов с конституционным статусом: Президента, ВНС, Парламента, Правительства, — заявил Петр Миклашевич.

Второе. Конституционный Суд является по своей природе пассивным органом, то есть не имеет права по своей инициативе возбуждать конституционное судопроизводство. Инициирование конституционного контроля осуществляется другими специально уполномоченными госорганами и гражданами.

— Если мы увидим (ситуацию, когда это необходимо. — Прим. ред.), будем предлагать уполномоченным государственным органам внести соответствующее предложение, — отметил Председатель Конституционного Суда.

— Давайте от жизни: если вы что-то видите, вы можете и мне подсказать, и соответствующим субъектам. И мы внесем такое предложение. Было бы это на пользу государству, — поддержал Глава государства.

При этом Петр Миклашевич констатировал отсутствие со стороны госорганов активного инициирования конституционного контроля:

— Это свидетельствует о том, что в законодательной практике и правоприменении госорганы уважительно относятся к нормам и принципам Конституции, стремятся их соблюдать в практической деятельности, что обеспечивает стабильный уровень конституционной законности в стране. С другой стороны, Конституционный Суд ожидает обращения от уполномоченных органов — Президента, Парламента, Правительства, Верховного Суда, Президиума ВНС, чтобы Конституционный Суд мог выразить свою позицию по преодолению неопределенности в конституционно-правовом регулировании в целях защиты и полной реализации конституционных прав и свобод граждан.

Третье. Обеспечение реализации конституционной жалобы по защите прав и свобод граждан. Конституцией и законом о конституционном производстве установлены условия допустимости конституционной жалобы. Проверяется конституционность закона, примененного в конкретном судебном деле после 1 октября 2023 года и после исчерпания всех средств судебной защиты в судах общей юрисдикции (первая инстанция, апелляционная, конституционная и надзорная).

Четвертое. Конституционное судопроизводство состоит из стадий инициирования конституционного контроля, рассмотрения дел, исполнения решений Конституционного Суда.

— В некоторых странах есть проблемы с рассмотрением дел из-за загруженности конституционных судов. Сроки растягиваются на длительный период… У нас на данный момент таких проблем нет, — заверил Петр Миклашевич.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter