Занятость, зарплаты, цены, социальные гарантии. Как Федерация профсоюзов защищает интересы людей труда

Михаил Орда: Система профсоюзной работы в Беларуси — одна из лучших в мире

За годы независимости мы построили государство, главные ценности которого — люди и справедливое отношение к ним. Этот выбор предопределил дальнейшее развитие социального партнерства между властью и общественными организациями. Ведущую роль среди них играют профсоюзы. Они всегда на передовой, помогая решать важнейшие для людей вопросы. Это та самая опора государства, тот фундамент, на котором держится баланс в обществе. В преддверии Праздника труда председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда рассказал «СБ. Беларусь сегодня» о том, как профсоюзы защищают интересы людей труда и почему наше профсоюзное движение и наша система социального партнерства — одни из лучших в мире.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО

Неравенство вышло из-под контроля

— Михаил Сергеевич, в понедельник, 1 мая, мы снова будем отмечать Праздник труда. Какое смысловое наполнение вы в него вкладываете? С чем у вас ассоциируется этот день?

— Я хочу начать с истории этого дня, с событий 1886 года, когда в Чикаго были убиты профсоюзные активисты, вышедшие отстаивать свои права. Они выходили не для того, чтобы у кого-то что-то отобрать. Они всего лишь требовали от частного капитала справедливости и достойных условий труда. Они пострадали, но таким образом доказали, и это прозвучало на весь мир, что к людям надо относиться внимательно, что эксплуатация недопустима, и если человек добросовестно трудится, то он должен иметь и определенные социальные гарантии. Казалось бы, что вместе с техническим прогрессом мир именно так и будет развиваться. Но что в реальности? Идет концентрация всех ресурсов и богатств в руках отдельных представителей бизнеса. Это результат той социально-экономической модели, которая продвигается на Западе. Приведу вам один красноречивый факт. По оценкам международных экспертов в 2020 году 62 человека в мире владели таким же объемом ценностей, как беднейшая половина жителей планеты. То есть 62 миллиардера против 3,5 миллиарда человек. Причем за последние десять лет состояние этих богачей увеличилось на 44 процента, а ресурсы беднейшей половины человечества сократились почти наполовину. И с каждым годом этот разрыв растет. Миллиардеры и миллионеры богатеют, а бедные еще больше беднеют. Неравенство вышло из-под контроля.

При этом, как отмечал Президент Беларуси в недавнем Послании белорусскому народу и Парламенту, в мире под угрозой оказались все завоевания трудового народа за последние сто лет: от бесплатных медицины и образования до социальных пакетов и пенсий. Александр Лукашенко привел яркий пример, когда американский Apple согласился разместить свое производство в Индии только на условиях 12‑часового рабочего дня и увеличения нормы сверхурочного рабочего времени.

Так быть не должно.
Мы выступаем в защиту интересов человека труда, за справедливость распределения материальных благ. В этом основа первомайского праздника, уходящего своими корнями в позапрошлое столетие. Именно защита социальных прав и гарантий является фундаментом работы профсоюзов.
— И эта защита становится вдвойне актуальной в условиях небывалого санкционного давления на Беларусь со стороны Запада. У них не получилось с блицкригом в 2020‑м, решили задушить нас экономически, взорвать государство изнутри. Как на санкционную политику среагировали профсоюзы?

— Такой инструмент, как санкции, может применять только один орган в мире — Совет Безопасности ООН. А все односторонние ограничения — грубое нарушение международного права. Но Запад давно на него наплевал. С 1970‑х годов США более 100 раз вводили незаконные санкции против разных стран. И свыше 20 раз это делал Евросоюз. Используя это экономическое оружие, они хотят навредить нашим предприятиям, оставить людей без работы и зарплаты, вызвать в стране хаос и так далее. То есть руками конкретных политиков нарушается законное право людей на труд, на мирную и безопасную жизнь.

К сожалению, в ведущих международных организациях нет должной реакции на эти преступления. Практически ежегодно специальный докладчик ООН по негативному влиянию санкций заявляет о недопустимости таких мер, о том, что нужен международный механизм, который поставит заслон таким незаконным действиям и поможет возместить убытки потерпевшим. Но все, к сожалению, остается на уровне лозунгов. Потому что очень многие сильные страны мира строят свое благополучие на угнетении других государств и народов.

Поэтому мы должны делать все, чтобы сохранить и укрепить нашу социально ориентированную экономическую модель.
Если бы мы в свое время погнались за дешевыми инвестициями, поверили в сладкие обещания и пошли по пути бездумной приватизации всего и вся, то сегодня остались бы у разбитого корыта. Наших промышленных брендов просто не было бы.
В лучшем случае на месте того же МАЗа и МТЗ были бы сборочные цехи. И с людьми никто бы не считался. Посмотрите на подобные примеры в ряде азиатских стран, где, например, известные западные бренды легкой промышленности разместили свои производства, чтобы иметь более дешевую рабочую силу. Пришла пандемия, эти дельцы потеряли какую-то долю прибыли. И что они сделали в этой ситуации? В один день позакрывали предприятия в этих странах и уволили людей без всяких гарантий.


У нас, даже несмотря на все сложности, связанные с санкциями, таких примеров просто не может быть. Глава государства изначально поставил задачу: люди не должны пострадать. И Беларусь одна из немногих стран в мире, кому удается минимизировать негативное влияние санкций. Конечно, нельзя сказать, что мы это преодолели и дальше живем в спокойном режиме. Это постоянный процесс поиска новых рынков сбыта, совершенствования производства, развития импортозамещения и так далее.

Мы же со своей стороны работаем с Правительством, нанимателями, чтобы те решения, которые принимаются для преодоления санкционного давления, не ухудшали гарантии для людей. Например, в прошлом году наниматели выступили с инициативой: мол, рынку труда нужна большая мобильность, поэтому необходимо сократить срок уведомления об изменении существенных условий труда с месяца до одного дня. Но это же серьезное ухудшение гарантий для людей! Мы заняли жесткую позицию и доказали, что такие решения принимать нельзя.

Коллективная защита

— Важный шаг в защите прав трудящихся — создание профсоюзных первичек в организациях и на предприятиях разной формы собственности. Президент поставил четкую задачу: где есть трудовые отношения, должен быть и профсоюз. Насколько успешно она решается?

— За последние пять лет в стране создано свыше 7 тысяч первичных профсоюзных организаций, а с 2015 года — более 8700. Это хороший результат. Конечно, есть разные наниматели, руководители. Не всем, особенно частникам, удобно иметь у себя профсоюз, который будет следить за соблюдением прав работников, заставляя порой поступаться своими финансовыми интересами. Есть предприятия, которые не идут на разговор с нами, игнорируют наши требования, саботируют. Мы с ними работаем, и порой на это уходит не один год. Но сдаваться мы не собираемся, ведь в том, что касается защиты прав работников, предоставления социальных гарантий, альтернативы профсоюзу попросту нет.
Всегда более выгодная позиция, когда ты не один защищаешься, а делаешь это коллективно. Даже если ты очень умный и очень хорошо знаешь законодательство, нанимателю с тобой расправиться всегда достаточно легко. Один в поле не воин. Коллективная защита всегда более весома и действенна.
Конечно, нельзя сказать, что во всех первичных организациях работа выстраивается идеально. Это человеческий фактор. Здесь важно, чтобы председатель первички был неравнодушным и мог донести до руководителя запросы коллектива. Но каждая первичная организация действует не сама по себе. Есть отраслевой профсоюз, есть Федерация профсоюзов. И если на месте первичке не удается договориться с нанимателем, подключаются вышестоящие организации и добиваются справедливых решений для людей.

— Если посмотреть на профсоюзную работу с точки зрения реальных результатов, какова здесь ситуация? Например, в вопросах выплаты зарплаты…

— Своевременная и полная выплата заработной платы — это та социальная гарантия, которая вытекает из положений Конституции. Никто не может у человека этот доход отобрать, потому что он его заработал. И работника не должно волновать, что у организации нет денег на счету, руководство не смогло выйти на нужный результат и так далее. Значит, берите кредит в банке и платите людям заработанное, потому что, если человек вовремя не получил зарплату, это ЧП. Ведь человеку надо платить за «коммуналку», покупать продукты, одевать детей. Почему кто-то должен страдать из-за нерадивого руководителя?

Мониторинг показал, что за март этого года примерно 3 тысячи человек не вовремя получили заработную плату. В таком случае первичная профсоюзная организация или областной комитет профсоюза оперативно выдает представление нанимателю о необходимости устранить это нарушение. Если сдвигов нет, подключаем всех остальных, кто к этому имеет отношение: соответствующее министерство, местную исполнительную власть, прокуратуру.
Надо сказать, что количество подобных нарушений ежегодно снижается. Меньше становится и предприятий, которые находились в состоянии банкротства или в сложном экономическом положении. Таковых сегодня около 400.
Необходимо, не затягивая, посмотреть, что с ними делать. Что-то перепрофилировать, где-то, может быть, присоединить к более успешным хозяйствам, модернизировать. А где-то проще создать другие предприятия, переобучить людей. Думаю, что в ближайшее время будут приняты решения по этим объектам.
СКАЗАНО

— Федерация (профсоюзов Беларуси. — Прим. ред.) сегодня — мощная структура, которая не только проявляет заботу о человеке на производстве, но и решает задачи глобального масштаба… Белорусский народ выбрал путь социального диалога, и мы не раз убеждались в его разумности и перспективности. Сегодня все: местные Советы депутатов, объединения молодежи, женщин и ветеранов, профсоюзы — работают на созидание, обеспечивают гражданскую консолидацию. Считаю это одним из наших главных достижений.

Президент Беларуси Александр Лукашенко во время выступления на VIII съезде Федерации профсоюзов Беларуси, 28 февраля 2020 года.

Цена должна быть справедливой

— Уже несколько лет ФПБ занимается мониторингом цен. Эффективна ли такая форма контроля и где, на ваш взгляд, резервы для удешевления товаров?

— Мониторинг цен профсоюзами Президент очень метко назвал народным контролем. Мы понимаем, что сегодня цены чувствительно влияют на уровень жизни людей. И если они постоянно растут, то зарплаты всегда будет не хватать. Мы мониторим все районы страны и более 90 видов товаров. Отслеживаем всё, в том числе разницу цен между регионами на один и тот же товар. Результаты отправляем на реагирование в Правительство, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Комитет госконтроля.

ФОТО АЛЕКСЕЯ ВЯЗМИТИНОВА
Ценообразование должно быть справедливым. Никто не должен наживаться на том, что где-то чего-то не хватает в силу сезонного фактора или прочих обстоятельств.
Простой пример. Почему, скажем, цены на сыровяленую колбасу никогда так не прыгают, как на белокочанную капусту — под 300 процентов фиксировали рост. Ну если мы той же капусты, моркови, свеклы, картофеля выращиваем наполовину больше потребностей, так продайте эту половину своему населению, но продайте так, чтобы и крестьянин не пострадал. Справедливость должна быть и в доходности.

Очень важно поддерживать своего производителя прежде всего. Например, в торговых центрах в Германии на самом видном месте — только свое, немецкое. Бельгийский или французский товар — где-то в отдалении. Почему же у нас не так?
Отдавая приоритет белорусскому, мы сохраняем рабочие места, а это опять же зарплата, налоги, развитие предприятия и, как следствие, устойчивость экономики, страны в целом.
— В поле зрения ФПБ и тема производственного травматизма. Какова здесь динамика и какие меры наиболее эффективны в решении этой проблемы?

— В целом по стране за прошлый год зафиксировано 132 случая гибели людей на производстве. Когда начинаем разбирать эти факты, выясняется, что виной всему, как правило, банальная халатность со стороны должностных лиц или беспечность самих работников, элементарное несоблюдение техники безопасности. Мы видим, что там, где годами не уделялось должного внимания вопросам охраны труда или где это делается формально, для галочки, обязательно что-то происходит. Наши инспекции вправе осуществлять проверки и выписывать предписания на устранение выявленных нарушений. Но в этом вопросе между нанимателем и работником должно быть встречное движение. Да, наниматель отвечает за жизнь и здоровье своего сотрудника, но и работник должен понимать, что здоровье у него одно и он тоже должен беспокоиться за свою жизнь и безопасность. Соответственно, строго выполнять правила техники безопасности.
Сегодня в стране более 400 крупных предприятий с нулевым травматизмом. И если у одних получается, значит, могут и другие.
В прошлом месяце мы детально изучали этот вопрос с Министерством труда и соцзащиты. Собрали в национальном профцентре профсоюзных и государственных инспекторов труда со всех районов, чтобы они из своей практики, своего опыта внесли предложения, что и как надо поменять в системе охраны труда. Всего поступило более 100 предложений, касающихся и совершенствования законодательства, и усиления контроля и ответственности. Сейчас специальная межведомственная группа их обрабатывает и в ближайшее время, думаю, мы выйдем на определенные решения в этой сфере.

Инициатива не ограничена

— Оправдывает ли себя практика профсоюзных правовых приемов? С какими вопросами чаще всего обращаются граждане, удается ли их решать?

— Мы эту практику ввели не очень давно. Наши юристы раз в месяц выезжают во все районы, где к ним за помощью может обратиться абсолютно каждый человек (не важно, состоит ли он в профсоюзе или нет) и получить бесплатную консультацию. Конечно, в первую очередь это вопросы, касающиеся трудовых отношений. Но и не редки случаи, когда на приеме люди обращаются по вопросам пенсионного или жилищного законодательства.

Пять лет назад заключили соглашение с Генеральной прокуратурой, так что в этих приемах на местах участвуют и представители районной прокуратуры. В прошлом году к нам обратились примерно 3,5 тысячи человек, и нам удается помогать по многим вопросам. А представьте, если бы они стали писать письма наверх, оттуда обращения направлялись бы по инстанциям — на это тратится уйма времени, отвлекается большое количество людей, организаций, заявитель нервничает, начинает писать жалобы. А вопрос, быть может, выеденного яйца не стоит.

И во время правовых приемов, и в целом в работе наших правовых инспекторов главное — защищать права людей.
Там, где с человеком обошлись не по закону, несправедливо, мы, конечно, стараемся договориться с руководством, подключаем юристов. И в большинстве случаев проблема решается. Но там, где мы не находим понимание, естественно, идем в суд.
Только за прошлый год помогли восстановить на работе более 30 незаконно уволенных человек. Людям вернули 18 миллионов рублей незаконно удержанных или невыплаченных средств, в том числе это не вовремя выплаченная заработная плата.

ФОТО АНТОНА СТЕПАНИЩЕВА

— Это к вопросу о том, зачем нужны профсоюзы и чем они занимаются, кроме выдачи подарков к Новому году...

— Вы знаете, на хороший вопрос меня навели.
Без ложной скромности скажу, что система социального партнерства, выстроенная в Беларуси, и система профсоюзной работы — одни из лучших в мире.
Вот реальные факты. Где еще в мире профсоюзы могут напрямую участвовать в разработке нормативных актов по социально-трудовым вопросам и еще на этапе разработки блокировать решения, которые ухудшают положение работников? Причем не разово, а на постоянной основе. Или где профсоюзы имеют возможность в судах представлять и отстаивать интересы работников, добиваться отмены несправедливых в отношении людей решений? Где есть такая выстроенная система общественного контроля за соблюдением законодательства о труде, об охране труда, как в Беларуси, когда наниматели обязаны рассмотреть и дать отчет о каждом факте, на который им укажет профсоюз? Только за прошлый год наши представители выявили порядка 46 тысяч нарушений трудового законодательства и свыше 50 тысяч фактов, когда нарушались требования и нормы по охране труда. И большинство этих нарушений по нашему требованию наниматели оперативно устранили.

Далее. Коллективные договоры. В стране их заключено около 18 тысяч. Это уникальный юридический документ, который дал нам законодатель для того, чтобы профсоюз совместно с нанимателем на каждом конкретном предприятии, в организации мог определить, на какие социальные гарантии могут рассчитывать работники сверх того, что определены в законодательстве. Это дополнительные выплаты, отпуска, материальная помощь, гарантии занятости и так далее. Инициативу не ограничиваем.

Не теряя лучших традиций

— Примеров такой масштабной, выстроенной и результативной работы в мире действительно немного…

— Мы стараемся вообще не терять лучших традиций, развивать их. Например, у нас сегодня работает 12 санаториев. Каждый год в них проходят оздоровление 100 тысяч человек. Члены профсоюза получают путевки со скидкой. То есть мы не потеряли эти объекты, как в других постсоветских странах, не закрыли и не распродали.
Эта собственность была создана за деньги трудящихся и должна работать на их интересы. В этом тоже элемент справедливости.
Еще одна хорошая традиция — у нас свыше 30 тысяч детей бесплатно занимаются в 100 спортивных школах по 51 виду спорта. Ведь не все родители могут себе позволить отправить ребенка в платную секцию. Причем мы берем в эти школы всех желающих, не выбираем только талантливых и способных. Хотя олимпийские сборные на 30 процентов состоят из тех спортсменов, которые вышли из профсоюзных спортшкол. Но для нас самое главное — чтобы ребенок был занят полезным делом, пока родители на работе. Вот почему это направление тоже оставили.

Возьмите любой профсоюз — английский, немецкий, голландский, африканский — у них нет и половины тех направлений, которыми занимаемся мы. Да, они устраивают какие-то разовые акции, демонстрации, общенациональные забастовки, протестуя против тех или иных решений властей. Но это чистой воды пиар. Шума много, а что по итогу? Транспарантами помахали, машины перевернули, витрины побили, покрышки пожгли, нарвались на столкновения с полицией — и разбежались. На выходе мало что решается. Власть имущие на Западе и близко не подпускают профсоюзы к законодательству. Знаете ли вы, например, какие есть контракты в Португалии? Нулевые! То есть с вами заключили контракт даже не на месяц, и уже через день могут выгнать без пособия. Вот такая она, социальная гарантия в Португалии. Их профсоюзные активисты говорят: мы боремся и будем бороться. Я отвечаю: а может, лучше сесть, договориться и поменять законодательство?
В Федерацию профсоюзов на экспертизу направляются все постановления Правительства, проекты законов, которые касаются социально-трудовых прав и гарантий. За прошлый год рассмотрели около 170 таких документов.
И к нам прислушиваются, наши замечания и поправки учитывают, потому что они идут от жизни, от практики с мест. Скажите, какой профсоюз в мире может этим похвалиться?

Профсоюз сегодня — это организация, которая своей солидарностью добивается справедливости. Мы хотим жить лучше. И это нормальное желание. Если мы сегодня сообща, каждый на своем рабочем месте, будем стараться работать лучше, качественнее, тогда будет расти и экономика, и авторитет страны.
Каждый должен верить в себя, в свой коллектив и в страну. Тогда мы станем лучше.
konon@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter