НАСТОЯЩИЙ офицер и патриот. Профессионал. Летчик с большой буквы. Освоил десяток различных типов самолетов. Только вдумайтесь в эти цифры: 5649 вылетов, из них около 300 боевых в небе Афганистана. 3060 часов, проведенных в небе. Если перевести их в сутки, получится почти 130.
Петр Тарасевич родился в октябре 1941 года в деревне Матюляны Сморгонского района в крестьянской семье. После школы было Качинское Краснознаменное высшее военное авиационное училище летчиков в Сталинграде. Два года в училище летали на Як-18А, два года — на МиГ-17. А в последний год обучения отобрали 30 человек для обучения на МиГ-21Ф. Счастливчиком стал и курсант Тарасевич. В 1963 году Петр получил офицерские погоны.
— Меня отправили в Группу советских войск в Германии. Семь лет летал на истребителе МиГ-21. Будучи командиром звена, в 1970 году поступил в военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина. Спустя три года военная судьба занесла меня на Дальний Восток. Там я прослужил шесть лет, сначала командиром эскадрильи, затем заместителем командира по летной подготовке. Службу в тех местах заканчивал заместителем командира полка, — вспоминает летчик.
В 1979 году офицер направляется на другой конец земного шара, преодолев 11 тысяч километров. Новое место службы — в польском городке Хойна. Весной следующего года Петра Тарасевича назначают командиром полка. После трех лет в Польше он возвращается в родную Беларусь и принимает 927-й истребительный авиационный полк в Березе.
— В марте 1983 года узнаю, что через три месяца полк летит в Афганистан. Обычно об этом извещали за год, а тут на сборы отвели всего несколько месяцев, — делится воспоминаниями Тарасевич. — Сделали новый боевой расчет, летчиков отправили на месяц в отпуска. В Афганистан летели только летчики 1-го и 2-го класса. Дома осталась наша 3-я эскадрилья, которую сформировали накануне из молодых выпускников 1982 года. Их было восемь. Как они просились лететь с нами!
Петр ТАРАСЕВИЧ в кабине МиГ-21. Афганистан, Баграм, 1983 год.
У большинства отправлявшихся в Афганистан имелся боевой опыт в Эфиопии, Египте, Кубе и Вьетнаме. 13 июня 1983 года началось перебазирование полка в Афганистан. 28 боевых самолетов вылетели из Березы. Аэродром назначения — Кокайды, что в 40 километрах от узбекского Термеза.
— В Кокайды мы прибыли спустя два дня. Жара жуткая — градусов 40. Прошли акклиматизацию, «познакомились» с горами. Перелет в Афганистан состоялся 25 июня. В тот день полк успешно приземлился в Баграме. Аэродром расположен на высоте 1,5 тысячи метров, со всех сторон окружен желтыми горами. После наших зеленых лесов и полей картина необычная, — улыбается Петр Петрович. — Меняли мы летчиков 145-го истребительного авиационного полка из Ивано-Франковска. Они ввели нас в курс дела, ознакомили с районом предстоящих боевых действий и стали собираться домой. Как мы им завидовали!
Проводив ребят из Ивано-Франковска, 927-й истребительный авиационный полк стал полноправным хозяином афганского неба. С первого дня летчики из Березы окунулись в боевые будни. Обстановка сложная, местность незнакомая.
Летали каждый день. Работа начиналась в 4—5 часов утра, а порой и раньше. Иногда некоторые летчики вылетали до семи раз в день.
Тесно работали с наземными силами. Особенно с десантно-парашютным полком, который стоял с березовскими летчиками в Баграме. Дружили семьями.
— Отправились наши ребята на задание километров за 30 от Баграма. Связывается со мной командир группы, кричит во весь голос: «Петрович, не можем поднять головы!» Я звоню командующему, докладываю. Получаем координаты, взлетаем, наносим удар. Вечером наши десантники возвращаются, мы едем к ним. «После вас ни одного выстрела не сделали, ни одного человека не потеряли!», — с радостью рассказывают они.
Весь летный и технический состав успешно вернулся домой. А вот что касается самолетов, то полк подпортил общую статистику потерянной советской авиации в Афганистане. В небе 927-й не досчитался двух самолетов. Еще четыре уничтожены при обстреле аэродрома в мае 1984 года. Выпущенные реактивные снаряды попали в крыло одному из них. Огонь перекинулся на остальные машины, начали взрываться боекомплекты, вспыхнуло разлившееся топливо. Подоспевшим пожарным тяжело было справиться с набиравшей силу огненной стихией. Еще один самолет поврежден при аварийной посадке, но вскоре его отремонтировали и вернули в строй.
Одним из сбитых в Афганистане истребителей стал самолет начальника разведки майора Игоря Долгих. Березовские летчики выполняли боевое задание в районе города Бамиан, в 200 километрах к северо-западу от Кабула. Работали восьмеркой. Зайти на цель можно было только с одного направления. Это и сыграло злую шутку. Самолет Игоря Долгих расстреляли с земли. В результате атаки пострадали топливная и гидравлическая системы. Сначала за самолетом тянулся шлейф сизого дыма, постепенно он перерастал в огненный хвост. Ситуация критическая... Открылся фонарь, и кресло с Игорем Долгих «выстрелило» вверх. При катапультировании с ноги летчика слетел… ботинок. Пусть с одним, но пока живой. Парашют благополучно раскрылся.
— Мы не теряли Игоря из виду. После приземления он не сразу погасил купол, его малость потягало по земле. И вот беда! Носимый аварийный запас, в котором автомат, зацепился за камни метрах в десяти. Достать его — никак! Теперь у Игоря надежда только на пистолет и пару гранат. А с близлежащего аула к нему уже направляется группа вооруженных людей, слышны выстрелы. До подхода наших вертолетов мы пушками прикрывали нашего товарища, отсекая от него душманов. Минут через 10 прибыл вертолет и благополучно эвакуировал летчика, — в деталях помнит все Петр Тарасевич.
Спустя время вертолеты сели на аэродроме в Баграме. С трапа сошел поцарапанный, грязный, изнеможенный и немного испуганный Игорь. Хромает, в одном ботинке… Но, слава Богу, живой. После этого случая летчики стали брать автомат с собой, вешали через плечо. Да, неудобно с ним в кабине, но всегда с тобой.
– Война не повод отказываться от нормальной жизни. Мы всегда отмечали дни рождения, день авиации, присвоение воинских званий, полученные награды. За год пребывания в Афганистане практически весь личный состав полка побывал дома. Меня однажды отпустили на пять суток. Добирался до Березы с приключениями. Ташкент, Симферополь, Минск. Дома собрал жен офицеров полка в клубе авиабазы, поговорил с ними, ответил на вопросы. А главное — успокоил, что с их мужьями все в порядке и мы скоро вернемся. А меня дома остались ждать жена Маргарита и двое сыновей — Вадим и Сергей, — улыбается офицер.
В конце весны — начале лета 1984 года полковник Петр Тарасевич награжден орденом Красного знамени. Такой же награды удостоены заместитель командира полка Николай Карев и начальник разведки полка Игорь Долгих, остальные летчики получили орден Красной звезды, Анатолий Черноволод — орден «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III степени.
В конце июля 1984 года березовские летчики сдали «вахту» летчикам из Талды-Кургана на МиГ-23МЛ. 23 июля 1984 года — самый счастливый день! Прощай, чужая земля, чужие горы и небо! Прощай, война! Последний взмах крыла над Баграмом — и самолеты уходят в Союз.
Через пару дней полковнику Тарасевичу позвонил главнокомандующий ВВС СССР дважды Герой Советского Союза главный маршал авиации Павел Кутахов. Комполка доложил: «Поставленная боевая задача выполнена». На том конце провода: «Спасибо за службу! Теперь разрешаю выпить по сто грамм». Этот случай Петр Петрович вспоминает часто — не каждый день такое услышишь от командующего.
Через год после возвращения из Афганистана офицер перевелся в Минск в штаб ВВС на должность председателя аттестационной комиссии. Занимался вопросами классности летного состава, переучился на истребитель МиГ-29, вскоре получил в столице жилье. Уволился с военной службы в 1992 году, отдав армии больше 30 лет.
На мой вопрос, какой след оставила в жизни война, полковник в отставке Петр Тарасевич ответил:
— Оттуда люди возвращаются другими…
Александр НИКОЛАЕВ.
Фото автора и из семейного архива Петра Тарасевича.