Сегодня, 29 августа, день образования отмечает одна из милицейских служб – уголовно-исполнительная инспекция. Начальник отдела надзорно-исполнительной деятельности ГУВД Мингорисполкома полковник милиции Иван Соколовский рассказал, чем занимается подразделение.
Сотрудники уголовно-исполнительной инспекции работают с преступниками – людьми, чья виновность уже доказана судом. Основная задача милиционеров – не позволить человеку во второй раз переступить черту закона. Но это не так легко.
Как заверяет начальник ОНИД ГУВД полковник милиции Иван Соколовский, труднее всего в этом плане с воришками: подучетный может на голубом глазу уверять, что украл дорогую вещь в первый и последний раз, а через месяц вынести из магазина очередной «Айфон»...
– И что в таком случае делать? Следить за ними, что ли?
– Это крайность, но бывает и такое, – не скрывает руководитель. – Однако чаще срабатывает предметный диалог: объясняем, что следующее наказание будет жестче текущего. Вот только «просто испугать» – мало. Нужно дать в руки человеку «карты», помогающие жить нормальной жизнью.
Иван Юрьевич приводит пример с мужчиной, осужденным как раз за кражу.
– Человек пошел на преступление ради денег, которые нужны были ему исключительно на спиртное, – отмечает офицер. – Он получил «домашнюю химию», но не перестал вести прежний образ жизни. Мы понимали, что высок риск рецидива.
Тогда сотрудники УИИ предложили мужчине помощь: трудоустроить его грузчиком в магазин. Работа физически непростая, но посильная. И денег приносит достаточно, чтобы закрыть его «алкопотребности». Минчанин согласился.
– Сразу мало что изменилось: график позволял мужчине один день быть на работе, а второй посвящать спиртному, пусть это и было ему запрещено, – признается руководитель ОНИД. – Но примерно через месяц ситуация начала меняться.
Минчанин стал сильно уставать и откладывал свидание с бутылкой ради пары лишних часов сна. А потом познакомился с коллегой, который пригласил его на рыбалку. Понятное дело, там не обошлось без алкоголя. Но он был не самоцелью, а дополнением к приятному времяпрепровождению.
– У мужчины стали появляться новые интересы, цели в жизни, например, накопить на хорошую удочку, – отмечает Соколовский. – Кажется, мелочь, но раньше он и подумать о таком не мог. Вот так один дельный совет изменил жизнь подучетного на 180 градусов.
Однако классический добрый совет помогает при работе примерно с третью подучетных УИИ – в первую очередь с теми, кто сейчас осужден к мерам ответственности, не связанным с лишением свободы.
– Это горожане, которым предписано выполнять общественные или исправительные работы, запрещено быть условным бухгалтером или, например, управлять автомобилем, – поясняет руководитель. – Также в это число входят так называемые «домашние химики»: суд ограничил их свободу, но не направил в исправительное учреждение открытого типа.
Для последних устанавливается время, когда нужно находиться дома, а также список мест, которые нельзя посещать.
– Скажу вещь непопулярную, но очень близкую к реальности: в работе с этой группой буквально играем роль воспитателей в детском саду, – улыбается Иван Юрьевич. – То есть следим, чтобы подопечные вовремя легли спать, не опоздали на работу, были здоровы, не попали в плохую компанию... Но самое важное – рассказываем им, что такое хорошо и что такое плохо.
Регулярно (причем без конкретного графика) сотрудники навещают или вызывают подучетных на беседы и на простом языке объясняют требования законодательства.
– Ведь многие оступаются по незнанию или не осознавая последствий своих поступков, – уверен Иван Соколовский.
Но, увы, в работе с другой группой подопечных (с теми, кто был лишен свободы и после отбывания наказания вернулся домой) одного совета бывает недостаточно.
– Люди, побывавшие в колонии, смотрят на мир другими глазами, – считает Иван Юрьевич. – Ведь не секрет, что жизнь за решеткой построена по особому графику.
Со временем осужденный забывает, как готовить себе поесть, как искать работу, да банально – как оплачивать коммуналку. Хорошо, если на свободе его ждут близкие, которые помогут адаптироваться. А если нет?
– Иногда милиционер становится для них единственным человеком, которому можно доверять, – подчеркивает полковник милиции. – И тут коллегам важно проявить весь свой профессионализм, войти в доверие и оправдать его. То есть реально помочь. Это работа на грани юриспруденции и психологии.
В первую очередь нужно донести до человека, что он нужен обществу и у него есть возможность заново найти свое место здесь. Причем иногда «место» – в прямом смысле слова.
– Нередко минчанам, которые выходят из колонии, банально даже негде ночевать, – говорит начальник ОНИД ГУВД. – Если ему не помочь, жди новое преступление.
На первое время сотрудники отправляют подопечных в Дом ночного пребывания лиц без определенного места жительства, а дальше начинается более масштабная работа.
– В первую очередь благодаря взаимодействию с территориальными центрами соцобслуживания населения районов помогаем подопечным с восстановлением документов и психологической адаптацией на свободе. Это особенно важно для тех, кто провел за решеткой не один год.
Потом вступает «тяжелая артиллерия» – трудоустройство.
– У нас с комитетом по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома есть выработанные механизмы взаимодействия. У них всегда готов список вакансий для «новеньких», – делает акцент руководитель. – Помимо этого, для наших подопечных на многих столичных предприятиях предусмотрена специальная бронь: места выделяются преимущественно бывшим осужденным. Так что у тех, кто реально хочет зарабатывать, проблем не возникает.
Число бывших преступников, которым сотрудники УИИ словом и делом помогли пересмотреть образ жизни, идет на тысячи. Но и на этом поддержка не заканчивается.
– В любой день подопечный может прийти в кабинет к своему инспектору и задать любой вопрос, попросить о любой помощи, – подчеркивает Иван Соколовский. – Сотрудник ответит, как оформить проездной на метро, где оказывают помощь людям с ВИЧ-инфекцией, в каком онлайн-приложении сейчас модно знакомиться... И это не шутки. Ведь инспектор понимает: от того, как мы заинтересуем подучетного жить нормальной жизнью, будет зависеть уровень рецидивов. Пока получается успешно: в столице кривая повторной преступности уверенно движется вниз. Будем продолжать в том же духе!