Некоторое время назад в рамках проекта «Золотая маска в кино» постановка была показана в минском кинотеатре, участвующем в просветительской программе TheatreHD. Кроме того, Минск, а конкретно микрорайон Серебрянка, становится одним из мест действия спектакля (еще из наших локаций в нем фигурирует провинциальный полустанок на белорусско-российской границе). Именно из Серебрянки родом один из персонажей — разговорчивый племянник священника Леусь. Его играет молодой актер Глеб Пускепалис. Образ интересный, не лишенный некоей пародийности. При любом удобном случае Леусь начинает проповедовать некие квазихристианские банальности. Он продолжает это делать даже во время одного из антрактов (их в спектакле три).
Главный герой Андрей после смерти ближайшей родственницы остается без квартиры и попадает в психушку. И не просто в психушку, а в наркологическое отделение, где бал правит местный сатана — наркоман Черный. Героин Черному приносят по пятницам, система отлажена и сбоев не дает. В какой-то момент Андрей сбегает из психушки, чтобы найти свою единственную любовь — красавицу Оксану, в которую он был влюблен еще в школе. Вот, в общем-то, и вся драматургия.
По дороге Андрею и его друзьям Игнату и Леусю встречаются исключительно уроды. Российскую жизнь 1990-х Могучий рисует как безысходную и нескончаемую хтонь и морок, где смерть — лучший выход. Эта позиция по мере развития почти четырехчасового спектакля постепенно вызывает глубокий внутренний протест. В какой-то момент друзьям оказывает поддержку некий карлик. Подобную картину мира мы могли наблюдать, например, в фильме уроженца Барановичей Сергея Лозницы «Счастье мое». Ад на земле, воспроизводимый талантливым художником, действительно завораживает, но он не продуктивен. Объект критики Могучего — прошлое страны, которое не может дать сдачи. Хипстеры и миллениалы, видимо, должны поежиться в своих уютных креслах и выдохнуть: как страшно было жить в 1990-е! Если бы я сам не жил тогда и не видел, что люди продолжали заниматься творчеством и созидательным трудом вопреки всему, к этому хору мог бы и присоединиться. Но — нет.
Главный «трюк» спектакля — Андрея играют два актера, это Павел и Данила Рассомахины, ученики Валерия Гаркалина. Но каких-то особых актерских чудес и открытий братья не демонстрируют. Таращатся во все глаза, хлопают ресницами и удивляются, сколько мерзости порой содержит внутренний мир соотечественников. В этом странном и визуально избыточном спектакле основные открытия связаны как раз таки с исполнителями второстепенных ролей. Троица же главных героев довольно стерильна и безыскусна.
Впрочем, несмотря на внушительный хронометраж, «Сказка про последнего ангела» смотрится легко. Художник Мария Трегубова, дочь режиссера и основателя театра «Школа современной пьесы», приложила максимум усилий, чтобы зрителю не было скучно. То на сцену выйдет огромная курица, то пьяное застолье в обычной квартире обернется Тайной вечерей, то появятся диковинные «люди тайн», больше похожие на обычных тунеядцев с большой дороги. Однако этот «монтаж аттракционов» не заполняет возникающее после спектакля звенящее чувство пустоты, как будто кто-то долго плакал у тебя на плече в пьяном угаре, а потом проспался и пошел созидать, как говорил герой комедии Игоря Добролюбова «Белые росы».
pepel@sb.by
Фото с сайта Театра наций