Усталость – двигатель прогресса
Знаменитый шеф-повар, телеведущий, кулинарный писатель и фуд-стилист из Нью-Йорка Уилл Коулман придумал занятную систему, как с пользой и удовольствием покупать продукты. Главная причина, побудившая Уилла к созданию метода 6–1, – усталость от магазинов, лишних трат и огромного количества пищевых отходов на кухне. В результате он задумался, как научиться контролировать время и рассчитывать бюджет, но при этом питаться разнообразно и выбрасывать меньше еды.Суть метода в том, что за один поход в магазин надо закупиться сразу на всю неделю. Если семья большая, можно отвести шопингу два раза в неделю, но не чаще. Возможный набор продуктов на одного человека зашифрован в названии метода: шесть овощей, пять фруктов, четыре порции белка (мясо, рыба, морепродукты, яйца, творог, тофу, орехи), три порции крахмалистых продуктов (крупы, бобовые, паста, хлеб), два вида соусов и что-нибудь вкусненькое. Поэтому второе название метода – 6–5–4–3–2–1.
А чтобы понять, каким продуктам стоит отдать предпочтение, вначале надо составить примерное меню на неделю. Так сократится и время, проведенное в супермаркете, и удастся воздержаться от лишних трат. Теперь мы не просто идем по магазину с тележкой и заполняем ее всем понемногу, а действуем в соответствии с планом. Кстати, лучше покупать исключительно цельные продукты, из которых можно приготовить что-то вкусное и полезное для всей семьи, но никак не готовые блюда и полуфабрикаты.
Как противостоять собственным слабостям
Ни для кого не секрет, что большинство наших действий поддается классификации и систематизации, их можно просчитать, а следовательно, подтолкнуть человека к определенному шагу. Так, отправляясь в магазин за продуктами, мы принимаем решение о покупках, опираясь на некие внутренние и внешние факторы. Внутренние – это базовые потребности, то есть утоление голода и жажды, личные предпочтения и вкусы, покупательная способность, образ мышления. А вот внешние от нас зависят в меньшей степени, это те самые методы привлечения, которые используют производители и владельцы магазинов, чтобы убедить нас оставить в магазине как можно больше денег.Нет технологий, которые бы защитили нас от внешнего воздействия, но можно попробовать некоторые техники, которые включат рациональность: искать товары по акциям, покупать овощи и фрукты в сезон, отдавать предпочтение упаковкам большого размера (они дешевле), покупать цельный продукт, а не предварительно нарезанный (он дороже), сравнивать не только цены, но и размер упаковки.
Напомним и другую прописную истину. Всем известно, что на голодный желудок можно купить много лишнего в продуктовом магазине. В общем, перед закупками лучше немного подкрепиться, чтобы выбрать более здоровую еду.
Добавим еще несколько рекомендаций, как снизить уровень трат в продуктовом магазине. Например, при выборе продуктов стоит обращать внимание сначала на те, которые на нижних полках. Оказывается, самые дорогие товары размещают на уровне глаз, а самые дешевые – ближе к полу.
Цельные продукты, как уже упоминалось, дешевле полуфабрикатов, поскольку вторые имеют добавленную стоимость. К тому же цельная еда вкуснее и полезнее. Что касается овощей и фруктов, то немытые всегда дешевле, а фасованные порой дороже развесных.
Хорошая привычка – проверять чеки. Так можно обнаружить случайную ошибку кассира или же искажение стоимости на ценниках, которое, увы, порой встречается. А вот на что всегда стоит обращать внимание – на товары, выпущенные магазином под собственной торговой маркой. Как правило, они не уступают по качеству брендовым, а стоят в разы дешевле.
Рекомендуется также отслеживать и срок годности продуктов. Иногда магазин снижает цену на товары, которые вот-вот станут просроченными. Стоит оценить свои возможности: получится ли их съесть до часа икс?
Можно ли противостоять маркетологам? Сложно, но тот, кто предупрежден, тот вооружен. Полного контроля над собой добиться нереально, но самые простые и лежащие на поверхности правила помогут снизить градус шопинга.