Один из главных туристических брендов нашей страны — Августовский канал — не зря называют уникальным. В это трудно поверить, но еще 16 лет назад в здешних местах царило запустение. Вторым днем рождения объекта стало 8 января 2004 года. Именно в этот день Президент подписал Указ «Об организации работ по реконструкции части Августовского канала». Спустя несколько месяцев на совещании по развитию туротрасли Александр Лукашенко подчеркивал: эта уникальная водная система должна быть вновь задействована с максимальной пользой для людей. На проектные и строительные работы ушло чуть менее двух лет. Десятки тысяч людей, сотни единиц техники, бесперебойное финансирование восстановительного процесса — и Августовский канал превратился в одно из самых живописных мест в стране. Мощнейшими стимулами для развития туристической активности стали указы Главы государства о создании туристско-рекреационного парка «Августовский канал», установлении безвизового въезда в эти края для иностранцев. Законодательные решения были дальновидными: перемены оживили регион. Уникальные гидротехнические сооружения и непревзойденной красоты природные ландшафты привлекают тысячи туристов со всего мира, растет экспорт туруслуг, создаются новые рабочие места, совершенствуется инфраструктура. Реконструкция водной жемчужины, которая в этом году отмечает 181-й день рождения, еще и наглядно продемонстрировала: любовь к родной земле и уважение к истории своей страны способны стать площадкой для реализации самых масштабных проектов.
Старожилы из окрестных деревень хорошо помнят, каким был канал в те годы. Шлюзы разрушены, мосты через него в более узких местах люди перекидывали сами, берега заросли камышом, к кромке воды подступал лес. С каналом оказалась крепко связана судьба жителя городского поселка Сопоцкин Эдмунда Юткевича, выросшего недалеко от него. Мальчишкой он проводил здесь все свободное время. Годы спустя жизнь повернулась так, что Эдмунд Викторович стал свидетелем и непосредственным участником глобального преображения любимой с детства акватории. А последние несколько лет трудится начальником участка по эксплуатации Августовского канала КОУП «Гродномелиоводхоз».
— В наши дни местом массового притяжения людей стал шлюз Домбровка. И в годы моего детства именно там проходил праздник труда, который для работников и жителей окрестных деревень организовывало руководство колхозов. Народу собиралось много, чествовали передовиков, играла музыка. Пожалуй, на протяжении многих лет это был единственный день, когда канал оживал.
ЧТО стало предпосылкой для реконструкции Августовского канала в 2004 году, интересуюсь у гендиректора «Гродномелиоводхоза» Бориса Богданца. Именно этой организации поручили заняться восстановлением уникального гидротехнического объекта:
— Михаил Комарец, который в то время занимал пост председателя Гродненского райисполкома, на совещании у Президента рассказал об Августовском канале. Тогдашний глава Госконтроля Анатолий Тозик тоже докладывал Главе государства о необходимости восстановить это красивое место. Оно действительно имело большие преимущества в туристическом плане. К примеру, в радиусе 30 километров ни с польской, ни с литовской, ни с белорусской сторон нет промышленных сооружений, которые могли бы своими выбросами загрязнять окружающую среду. Место идеально подходило для развития туризма.
Глава государства аргументы принял, на совещании по развитию туротрасли в ноябре 2004 года подчеркивал, что реконструкция Августовского канала должна подтолкнуть развитие водного туризма, а уникальные водные системы — вновь быть задействованы с максимальной пользой для людей. Вскоре была сформирована рабочая группа, которая выехала на место для обсуждения конкретных вопросов по реконструкции канала.
Борис Богданец вспоминает, что находившийся в ведении Минтранса канал в 1950-е годы был снят с баланса и стал ничейным. Собеседник рассматривает архивные снимки, на которых заросшее русло, кое-где сохранившиеся стенки, части ворот, остатки цепей, у шлюза Немново — домик смотрителя. Вокруг запущенность и разруха. Но исполнять поручение работники «Гродномелиоводхоза» взялись с воодушевлением:
— Для нас, мелиораторов, это была большая честь. После распада СССР с работой было туго. А тут выпадает возможность трудиться на таком интересном и сложном объекте стоимостью более 15 миллионов долларов. С воодушевлением взялись за стройку. Работой загрузили все свои предприятия. Размах человеческих и технических сил был колоссальный. Вообразите: свыше 80 субподрядчиков занимались ремонтом шлюзов, проводили электроэнергию, кабели, установили связь, прокладывали дороги, возводили мосты, представители 15 районных мелиоративных организаций, задействовали около 90 экскаваторов, десятки машин и автобусов. Людей не сосчитать! В апреле 2005 года Президент своим указом объявил работы по реконструкции Августовского канала молодежной стройкой. В студотрядах в тот год трудились свыше 400 человек со всей республики. Работали вахтами, каждый месяц на объекте задействовали порядка 700—800 человек.
Студотрядовская молодежь жила в гостинице при костеле в Сопоцкино. В смену там принимали до 200 человек. Те, кто трудился в то время на масштабной стройке, сегодня вспоминают, с каким комфортом организовали их быт.
С чего начинали? Рассудили, что правильнее будет со шлюзов Кужинец и Немново. Работали ударными темпами, слаженно, профессионально. И уже за год до сдачи объекта Кужинец был введен в строй. Казалось, сама природа помогала мелиораторам и строителям справиться с заданием. Это сооружение располагается у белорусско-польской границы, сверху по течению, высоко, а потому вода не мешала ремонту. А от Немново — последняя станция водного пути, сразу за которой канал впадает в Неман. Пришлось копать пионерную траншею — это современная гладь Августовского канала. Строители и техника шли вверх по течению.
В районе шлюза Домбровка преградой стали разросшиеся древесные насаждения. Вообще, вспоминает Борис Богданец, по проекту должны были вырубить свыше 35 тысяч кубов леса вдоль откосов. Но к вырубке отнеслись трепетно. Прошли всего несколько сотен метров, когда приняли кардинальное решение сохранить на откосах деревья и кустарник. Время показало его правильность. Одну из самых ярких эмоций от путешествия по каналу турист получает именно от созерцания нависающих над водой ветвей деревьев, пышные кроны которых на некоторых участках образуют плотный навес.
Сталкивались и с другими сложностями. К примеру, многие участки были сильно заболочены, экскаваторы буквально утопали. Чтобы вода ушла, рыли временные траншеи. Оказалось, что и русла как такового нет: в некоторых местах в стороны уходило до 25 ручейков, заливая обширные территории. А канал нужно было сделать судоходным. Одичавшую реку удалось приручить.
Собеседник обращает внимание еще на один интересный момент. Принято считать, что протяженность канала по территории Гродненского района 22 километра. Однако за время стройки он почти на 2 километра увеличился для того чтобы соединить два водных пути — Августовский канал и Неман, который в этом месте за несколько десятков лет немного сменил курс — ушел в сторону.
Что особенно запомнилось, интересуюсь у Бориса Ивановича:
— Таких моментов немало. В память особенно врезаются те, когда оказываешься перед трудноразрешимой проблемой. Мы ведь работали без перерывов, в том числе зимой. Так вот, в 2005 году случился сильный паводок. А воду спустить не можем: шлюз Куркуль в это время как раз был в стадии активных работ. Поначалу подумали, что, усилив перемычку, сумеем удержать воду. Но не тут-то было. Такой поток ухнул, что наши трубы как спички разлетелись. Мы их не нашли потом. Как усмирить стихию? Разные были предложения. Кто-то даже бетонные укрепления предлагал воздвигнуть. Но действовать-то надо было быстро. Отклонили такой вариант. Стали валить деревья, и только так удалось сдержать воду и уменьшить разрушения. Наученные опытом, после этого основательнее усиливали обводные каналы и водотоки.
Задача построить уникальный объект за полтора года не пугала гродненских мелиораторов. И они с нею достойно справились. Восстановили 5 шлюзов-регуляторов и 4 судоходных — Немново, Домбровка, Волкушек, Кужинец. Интересно, что Немново — последняя станция водного пути. Сразу за ней канал впадает в Неман. Шлюз самый большой из своих собратьев — четырехкамерный. Во время шлюзования теплоходы и байдарки поднимаются на высоту порядка 10 метров. Сам процесс занимает около часа. А на шлюзе-регуляторе Черток установлен памятный знак, напоминающий о том, что реконструкция Августовского канала велась по указу Президента Республики Беларусь.
— Просто у них не было такой мощи, — убежден собеседник. — А у нас вся страна объединилась. Большая гордость и радость за нас всех.
Большую честь каждому, кто был причастен к этой работе, делает то, что современный Августовский канал практически на 100 процентов — точная копия своего предшественника. Финансирование работ предусматривало серьезные проектные изыскания. Гродненские историки работали в Военно-историческом архиве в Санкт-Петербурге, где хранится увесистое собрание документов о строительстве Августовского канала. Там же оригинальные записи переводили с французского. Карты, чертежи, мельчайшие подробности строительства — специалисты привезли в Гродно копии уникальных материалов. По ним же создавали разводные мосты, которые, как и 180 лет назад, открываются и закрываются вручную.
КАНАЛ после ввода в эксплуатацию остался на балансе «Гродномелиоводхоза»: тот, кто вложил в строительство душу, не допустит разрухи и беспорядка. Существенную поддержку в его развитии оказывает государство. В 2011-м указом
Президента создан специальный туристско-рекреационный парк «Августовский канал». В прошлом году канал включен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Значительное внимание водной жемчужине уделяет руководство Гродненского облисполкома во главе с Владимиром Кравцовым.
На берегах канала возвели гостиницу, работают агроусадьбы, посетителей принимает музей, не говоря уже о пунктах проката катамаранов, лодок и велосипедов. Не так давно от Кужинца до Немново оборудовали пешеходные дорожки, которые «закольцевали» деревни Рынковцы, Лесную, местные достопримечательности, памятники истории и архитектуры. Работы ведутся ежегодно. В этом году Гродненский райисполком за спонсорские средства приобрел 100 велосипедов, 60 из них переданы для нужд канала. Взять транспорт напрокат можно в специальных пунктах в Сопоцкино, на шлюзах Немново и Домбровка. В этом году планируют приобрести еще один теплоход.
После введения объекта в эксплуатацию прокатилась большая рекламная волна. Чтобы своими глазами увидеть рукотворное чудо, туристы приезжали со всех уголков страны. Но по-настоящему оживил канал указ Президента, разрешающий иностранцам въезжать на территорию Гродненщины без виз. Прогулки на теплоходе «Неман» и шлюзование стали одними из самых популярных развлечений. В день 50-местный теплоход делал более 10 рейсов. Только представьте, сколько путешественников перевез он, если сезон на канале длится с апреля по октябрь! Канал не стал балластом, подчеркивает Борис Богданец. Для него и сотрудников предприятия, говорит, Августовский — предмет исключительной гордости.
В этот сезон, как и во всю сферу туризма, внес коррективы эпидемиологический кризис. Однако на «Гродномелиоводхозе» не отчаиваются. Надо достойно выдержать это испытание, говорят на предприятии. Огорчает гродненцев лишь то, что канал к этому сезону практически вышел на полную самоокупаемость. Еще бы чуть-чуть, и можно было бы строить более смелые планы по его развитию.
В Гродненском райисполкоме озвучивают статистику: в прошлом году Августовский канал посетили свыше 125 тысяч туристов. Хотя несколько лет назад эта цифра едва приближалась к 30 тысячам. Августовский канал стал настоящей территорией праздников, фестивалей, выставок, творчества и большой стартап-площадкой для предпринимательства.
veselukha@sb.by
Фото Алексея СТОЛЯРОВА и БЕЛТА