Декабрь 2023 года. Катер йеменской береговой охраны проплывает возле коммерческого корабля Galaxy Leader, захваченного йеменскими хуситами.
Осторожно, двери закрываются!
Атаки йеменскими хуситами судов, которые движутся Баб‑эль‑Мандебским проливом в интересах Израиля, — проблема аналогичного порядка. Торговый маршрут Суэцкий канал — Красное море — Баб‑эль‑Мандеб сохраняет значение одного из наиболее важных транспортных коридоров мира. Особо он значим для транзита нефти и топлива из Персидского залива в акваторию Средиземного моря и для товаров различного назначения из Европы в Азию. Только через Баб‑эль‑Мандебский пролив проходит около 17 тысяч судов и 10 процентов мировой торговли. После начала активных действий сторонников правящего на севере Йемена движения «Ансар Алла» торговые компании прекращают транзит по маршруту. Соответственно, кроме Баб‑эль‑Мандеба сокращает трафик и Суэц.Ситуация пока не выглядит катастрофичной только потому, что на фоне последствий блокировки Суэцкого канала в 2021 году все стороны конфликта проявляют значительную осторожность. В настоящий момент хуситы весьма избирательны в атаках. «Торговцы» из России, Саудовской Аравии и ОАЭ идут по проливу беспрепятственно. Однако совершенно понятно, что нефтяные месторождения Аравии вполне уязвимы для ракет «Ансар Аллы», в том числе поэтому Эр‑Рияд и Абу‑Даби не спешат присоединяться к военно‑морским силам, возглавляемым США, и бросать вызов йеменскому сопротивлению. Собственно, этот баланс интересов и позволяет сохранять относительно стабильными мировые цены на нефть.После атак хуситов США начали операцию Prosperity Guardian («Страж процветания»), организовав международную коалицию по защите судоходства в регионе. На ситуацию отреагировали военно‑морские силы Ирана, направив через Баб‑эль‑Мандебский пролив отряд боевых кораблей для демонстрации присутствия в регионе. Кроме коалиции во главе с США и израильских ВМС в регионе находятся и китайские боевые суда. Такова общая диспозиция на этот момент.
Йеменские хуситы.
Эффект бумеранга
Теперь о возможных последствиях. В первую очередь, естественно, эскалация конфликта в Красном море ударит по мировой экономике. Уже сейчас до 40 процентов контейнеровозов в мире страдает от задержек, что возлагает на поставщиков и потребителей новые расходы. Но даже не это главное. Ситуация в Красном море в очередной раз показывает хрупкость и уязвимость основы современного глобального мира — торговых потоков. Согласно экспертным оценкам, продолжение кризиса способно сократить глобальные судоходные мощности на 20 процентов, что станет очередным ударом по цепочкам поставок и новым источником инфляционного давления.Если задуматься, то действия хуситов в глобальном смысле очень сильно напоминают кое‑что. А именно — политику вторичных санкций США, когда одна из противоборствующих сторон настоятельно подталкивает партнеров поддержать их позицию, указывая на возможные последствия.Например, Саудовской Аравии и ОАЭ невыгодно содействовать в конфликте США, поскольку под угрозой потенциального удара находятся их нефтяные месторождения. Угроза ухода контейнеровозов из акватории Красного моря тоже в целом на руку как «Ансар Алле», так и антиамериканской коалиции, не настолько зависящей от Суэцкого и Баб‑эль‑Мандебского каналов, как коллективный Запад.
Наличие Ирана как одной из сторон конфликта в Красном море говорит об одном: если горячим головам вздумается проучить Тегеран за поддержку Палестины и Йемен за деятельность хуситов, то, например, совместная блокада Ормузского и Баб‑эль‑Мандебского проливов взвинтит цены на нефть до невообразимых показателей и устроит мировой (даже не морской) торговле полнейший и небывалый Суэц. Разве такое развитие событий не вероятно в принципе?
Конец глобализации?
Вместе с тем у ситуации есть еще один значимый политический подтекст. Вашингтон уже более восьми лет ведет прокси‑войну с йеменскими повстанцами. И совершенно очевидно, что некоторые «ястребы» в США готовы предложить ситуацию в Красном море как повод для того, чтобы разобраться с ними по‑крупному и навсегда. Однако вряд ли это возможно — и в принципе, и именно сейчас.Конфликт еще и с Йеменом для дряхлеющей элиты Соединенных Штатов может превратиться в ту знаменитую последнюю соломинку, которая ломает хребет верблюду в восточной пословице.Поэтому и в военном отношении участникам противостояния приходится действовать крайне осторожно. Ведь затопление военного корабля или торгового судна в Красном море способно превратить тлеющий конфликт в еще одну горячую ближневосточную точку, и неизвестно, выдержит ли новый очаг эскалации мировая архитектура безопасности.
«Американцам легче приспособиться к более медленной и дорогостоящей международной торговле, чем к очередной бесконечной войне на Ближнем Востоке», — считают военные аналитики. Таким образом, США больше не могут считаться гарантом безопасности даже для своих ближайших союзников. Похоже, это еще один — и огромный — шаг в направлении к многополярному миру, где возникающие проблемы решают коалиции заинтересованных государств по взаимному согласию.
Евразия станет больше?
Чем может завершиться ситуация в Красном море? Множество вариантов. Одним из которых вполне может стать замена Суэцкого канала, например, Северным морским путем. Для доставки товаров из Европы в Китай и обратно он и короче, и дешевле даже традиционного маршрута.С вычеркиванием с геополитической карты мира транзита Суэц — Баб‑эль‑Мандеб кардинально изменяется значимость внутриевразийских маршрутов: и Севморпути, и канала «Север — Юг», и нового Шелкового пути.Некоторые авторы весьма иронично предлагают поставщикам рассмотреть (как вариант) транзит поездами Российских железных дорог. Но даже без иронии глобальное изменение ситуации может быть достигнуто в том смысле, что Западная Азия включается в новую евразийскую архитектуру, выходя из зоны влияния США. А это уже изменение планетарного порядка, сотрясающее основы американской геополитики.
По серьезному размышлению, нельзя будет исключить глобального изменения статуса Вашингтона в случае таких перемен. Это станет большим шагом в лишении Штатов положения мировой сверхдержавы.Проблематика кризисов в Суэцком канале 2021 года и в Красном море в декабре 2023‑го дает и еще один повод для размышления. Невероятные усилия так называемого мирового сообщества по ликвидации российского транзита газа в Европу посредством санкций и взрывов «потоков» оказались крайне малоэффективными по сравнению с действиями нескольких судов хуситских повстанцев. При помощи элементарной‑то, по сути, блокады уязвимого участка моря Йемен вздыбливает все мировое судоходство. И что в конечном итоге оказывается более уязвимым?
Поэтому явно не стоит ожидать, что США решатся устроить в ближневосточном регионе новый Афганистан. Результатами коалиционной операции видятся договоренности с Ираном и усиление Тегерана на мировой арене. И чем дольше будут вестись переговоры, тем дольше будет тянуться напряженность в Красном море. Тем больше дивидендов извлекут из нее бенефициары евразийских транспортных коридоров. Но тут, как говорится, ничего личного. Просто бизнес.
korotkin@sb.by