Механизмы защиты туристов от финансовых рисков обсудят в Минске на Международном конгрессе туроператоров

Проблемы защиты туристов и механизмы работы фондов ответственности туроператоров станут предметом обсуждения на 2-м Международном конгрессе туроператоров, который пройдет в Минске с 9 по 11 октября, сообщили в пресс-службе Республиканского союза туристической индустрии (РСТИ).

Иллюстративное фото

— На конгрессе среди ряда вопросов, которые волнуют турбизнес, особое внимание будет уделено проблемам защиты туристов и механизмам фондов ответственности, — проинформировали в РСТИ. — Вопросы финансовых гарантий и их устойчивости перед лицом внезапных кризисов остаются актуальными, особенно на фоне прошлых банкротств крупных туристических компаний.

В организации напомнили, что в 2018 году банкротство компании «Натали-Турс» оставило тысячи туристов, в том числе и из Беларуси, без отдыха и денег, а пандемия и повсеместное закрытие границ усугубили ситуацию, еще больше обнажив проблему незащищенности туристов:

— Белорусский бизнес тогда оказался в более сложной ситуации, чем в России, где был принят указ, разрешающий туроператорам отсрочить возврат денег клиентам или предложить замену на внутренние туры или перенос сроков поездки. В Беларуси все средства были возвращены сразу, что было справедливо для туристов, но создало трудности для бизнеса. В 2021 году банкротство компании «Музенидис» также выявило недостатки финансовых гарантий.

В РСТИ также обратили внимание на то, что с 2023 года вступил в силу новый Закон о туризме, предложивший три варианта обеспечения обязательств: банковская гарантия, страхование ответственности и фонд при турсоюзе. Однако эффективность этих инструментов в кризисных ситуациях вызывает вопросы.

В частности, председатель правления Республиканского союза туриндустрии Филипп Гулый считает, что фонд не сможет защитить туристов в случае крупного ЧП. Во-первых, суммы отчислений довольно малы:

— Во-первых, если обанкротится даже небольшая компания (например, 100 туристов с чеком в 2000 долларов не улетят в Эмираты или не смогут вернуться), фонд ответственности быстро истощится и с трудом компенсирует их потери. Во-вторых, крайне несправедливо, когда за ошибки одного должны расплачиваться все. Поэтому стоит пересмотреть механизм, сделав его схожим с российской моделью, где каждый участник несет персональную ответственность: обязательства по компенсации перед клиентами ограничиваются его взносами. Этот принцип также предусмотрен Гражданским кодексом Беларуси. А в-третьих, необходимо определить четкие критерии для возмещения ущерба.

Кроме того, представителей союза беспокоит деятельность компаний, которые по тем или иным причинам не обеспечивают финансовые гарантии своим клиентам. Выглядит это так: по данным Белстата, в 2023 году работали 1108 туристических организаций. Из них 307 были чисто туроператорами, а 272 совмещали функции туроператора и турагента. Однако, согласно Реестру субъектов турдеятельности на 19 июля 2024 года только 206 компаний участвуют в формировании фонда ответственности туроператоров, и лишь 8 оформили договоры страхования.

— Возникает вопрос: остальные компании занимаются только въездным и внутренним туризмом или работают на выезд без обеспечения, — рассуждает зампредседателя правления РСТИ Дмитрий Скворчевский. — Есть примеры из практики, когда компании, занимающиеся, скажем, продажей одежды, параллельно возят туры в Грузию, или спортивные клубы предлагают турпакеты. Их договоры не соответствуют законодательству, и в официальном реестре Минспорта они, разумеется, не указаны. Нередки случаи, когда некоторые компании используют чужие реквизиты, неправомерно указывают контакты нашего союза, и это остается безнаказанным. Получается, что под контроль попадают только те, кто и так играет по правилам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter