Вчера под председательством Премьер-министра Романа Головченко прошло расширенное заседание коллегии Министерства финансов, где рассматривались итоги исполнения бюджета за 2020 год и задачи финансовых органов в 2021-м.
Год вызовов
Что 2020-й будет непростым для финансовой системы страны, было ясно еще в начале года. И в первую очередь из-за пандемии коронавируса. По отдельным источникам бюджет недобрал доходов — это налог на прибыль, дивиденды, платежи и прибыль от нефтехимического комплекса. Что касается расходов, то оказывалась немалая поддержка со стороны государства как пострадавшим отраслям, так и медикам, отметил министр финансов Юрий Селиверстов.Вместе с тем отдельные доходные источники к концу года восстановились, поступления от них были даже в чуть большем объеме. Это НДС, акцизы, таможенные пошлины на экспорт некоторых товаров и другие доходы. Отрасль здравоохранения в 2020 году пришлось поддержать в значительно больших объемах, чем ранее планировалось. Были выделены дополнительные средства и на надбавки работникам здравоохранения, и на приобретение медикаментов, средств защиты.
Всего же с учетом недопоступления доходов и дополнительных расходов общий объем дефицита бюджета в прошлом году составил около 2,2 млрд рублей. При этом около 3,5 млрд долларов было направлено на погашение и обслуживание внешнего госдолга страны.
— Мы придаем очень важное значение нашим внешним обязательствам. Для этих целей активно использовались ресурсы, которые привлекали для рефинансирования как на рынке евробондов, так и в России. Все обязательства были выполнены в полном объеме, — отметил министр финансов.
Что касается этого года, то бюджет сформирован с дефицитом в размере около 4 млрд рублей. Но и к этому сценарию в Минфине были готовы. Дело в том, что определены источники покрытия этого дефицита.
— Одним из основных источников покрытия этого дефицита являются наши остатки, сформированные в прошлые годы. Тогда было много вопросов, необходимо ли нам формировать профицитный бюджет или надо увеличить расходы и направить средства на текущее финансирование. Тем не менее, подушка безопасности, которую мы сформировали, как видно, не зря, будет задействована для покрытия дефицита. При этом сохраняется социальная направленность бюджета. Те задачи, которые были поставлены на Всебелорусском народном собрании, будут, безусловно, выполняться, — сказал Юрий Селиверстов.
Все по плану
В беседе с журналистами министр финансов сообщил, что ведомство рассчитывает получить 500 млн долларов второго транша российского кредита на 1 млрд долларов в первом полугодии 2021 года:— Мы ожидаем, что в первом полугодии к нам поступит второй транш российского кредита в 500 млн долларов. Мы так договаривались с нашими коллегами из России. Нет каких-либо предпосылок к тому, что это будет не так.
Также Юрий Селиверстов прокомментировал отдельные призывы к инвестфондам продавать белорусские евробонды:
— Я отношусь к этому весьма спокойно по двум причинам. Во-первых, в связи с тем, что инвестфонды и те, кто вложился в эти инвестфонды, в первую очередь хотели заработать деньги на процентах от размещения средств в евробонды. И понятно, что стоимость размещения в тех же США значительно ниже, чем доходность от размещения белорусских облигаций. Я не думаю, что их приобретали для того, чтобы потом резко продать и потерять свою доходность.
По словам министра, никаких предпосылок нет для того, чтобы избавляться от белорусских ценных бумаг:
— Ситуация и с платежным балансом, и со счетом текущих операций вполне положительная. И даже за последние годы в 2020-м она наиболее позитивная.