Продукцию Минского автозавода с охотой закупают различные города России.
— Выбросы загрязняющих веществ в 3 раза меньше, чем у дизельного аналога, что очень важно в условиях непрерывно растущего автотрафика, — отметил мэр города Андрей Кравченко.
Машины оснащены по максимуму, включая кондиционеры салона и кабины водителя, системы автоматического пожаротушения, видеонаблюдения и учета пассажиров, мультимедийную систему и систему «Говорящий город», USB розетки, Wi-Fi. Десять таких же машин пополнили накануне сезона отпусков и автопарк курортного Геленджика.
Подобные сообщения все чаще поступают на Минский автозавод из различных городов России. Что не удивительно: первый квартал этого года стал рекордным для МАЗа по производству автобусов, троллейбусов, электробусов и доходов от их реализации.
— Мы произвели за квартал 392 единицы пассажирской техники и сейчас выпускаем 135 машин ежемесячно, это рекордный показатель за 10 лет, — отметил заместитель коммерческого директора ОАО «МАЗ» по реализации пассажирской техники Владимир Дормаш. — В первом квартале выручка составила в эквиваленте 105 млн долларов. Для сравнения, за весь 2023 год эта цифра была около 210 млн долларов. Потребители доверяют МАЗу. Они знают, что наша техника качественная, соответствует самым высоким требованиям.
В этом году минским автозаводцам предстоит изготовить и продать 1700 автобусов и троллейбусов разных моделей и модификаций. Из этого количества около 1300 машин уже законтрактовано, оставшиеся 400 предназначаются под конкретные проекты. Сейчас завод формирует портфель заказов на следующий год.
При этом, заявил Владимир Дормаш, спрос на автобусы в России превышает предложение. Интерес к продукции МАЗа большой, только за последнее время с ней ознакомились губернатор Смоленской области Василий Анохин и губернатор Архангельской области Александр Цибульский.
Завод мог бы продавать в союзной стране и 200 — 250 пассажирских машин в месяц, но не хватает мощностей.Поэтому было принято решение о строительстве нового автобусного производства. Его сооружение сейчас в разгаре, до ввода в эксплуатацию осталось около года. После этого Минский автозавод сможет выпускать до 3000 единиц пассажирской техники в год.
— Чтобы сохранить доходность и маржинальность, мы сконцентрировались на целевых кластерах пассажирской техники, — продолжил Владимир Дормаш. — МАЗ выпускает ряд импортонезависимых моделей низкопольного транспорта, основанных на компонентах белорусского производства и производства дружественных стран. Кроме этого, в числе новинок туристический автобус МАЗ 350 и перронный автобус МАЗ 271.
Минский автомобильный завод также продолжает развивать производство общественного транспорта на электрической тяге. Соответствующий пилотный проект уже реализован в городе Жодино. Специалисты МАЗа наблюдают за эксплуатацией пробной партии машин. В планах — поставить электробусы на серийный поток, тогда они смогут стать альтернативой автобусам, работающим на традиционном дизельном топливе или на газу.
Пока же в этом году МАЗ намерен поставить еще один рекорд — по производству сочлененных автобусов большой вместимости. Намечается поставить на рынок более 320 единиц такой техники. Минский автозавод (наряду с еще одним российским производителем) является уникальным изготовителем на евразийском рынке автобусов-гармошек, и на предприятии намерены сполна воспользоваться этим серьезным конкурентным преимуществом. Недавно завершилась поставка крупной партии из 140 сочлененных автобусов в Российскую Федерацию. Города Беларуси также ожидают выхода на пассажирские маршруты такой автотехники.
ДОСЬЕ «СОЮЗА»
В нынешнем году ОАО «МАЗ» собирается произвести 13 735 различных грузовиков, автобусов, троллейбусов, что более чем на 2000 единиц выше уровня прошлого года. В 2024 — 2035 годах планируется направить на развитие производства около 1 млрд долларов. Предстоит разработка новой пассажирской техники, самосвалов и шасси. Развивается производство микроавтобусов: на заводе «Брестмаш» для этого устанавливается дополнительная линия сборки.
sob@sb.by