Минэкономики: чтобы закон работал, его прежде надо обсудить
Минэкономики рассчитывает, что уже в этом году у нас в стране появится механизм оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов. Инициатива появления у нас такого инструмента в свое время исходила от бизнес-союзов, и теперь им пойдут навстречу. Перед принятием любого документа его прежде будут подвергать детальному анализу, как он может сказаться на деловом климате страны. Это позволит избежать ошибок в будущем.
В стране сейчас идет беспрецедентная по масштабам инвентаризация законодательства, призванная упростить условия ведения бизнеса. На общественное обсуждение вынесено в общей сложности около 500 страниц документов. Замечания собираются до 12 мая, затем их еще раз изучат, внесут поправки в проекты документов, сформируют итоговый пакет и положат его на стол Президенту. Это будет прорывным шагом для формирования в стране частной инициативы — такой точки зрения придерживаются представители государственных органов и предпринимательских союзов. И в то же время они указывают на один важный момент: работу по раскрепощению условий ведения бизнеса следует завершить сейчас, чтобы не допустить наращивания излишних требований к бизнесу в дальнейшем.
Такие примеры есть. В 2012 году, после принятия постановления Совмина № 156, установившего единый перечень административных процедур, их осталось около 520, хотя в 2006 году насчитывалось около полутора тысяч. Но либерализация сменилась ростом — за четыре года прибавилось еще 200 процедур. Сейчас история повторяется: вот-вот нагрузка разительно уменьшится. И важно предусмотреть, по какому сценарию будут в дальнейшем развиваться события. Директор Департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц считает:
— Мы понимаем, что, может, где-то не надо отказываться от регулирования, может, где-то со временем придется его вернуть. Но сделать это предстоит так, чтобы не нагрузить бизнес снова. Поэтому мы хотим закрепить принцип «одна процедура вводится — две выводятся». Причем стоит не столько учитывать количество этих самых процедур, сколько считать временные и денежные затраты. Все это есть в механизме оценки регулирующего воздействия, который будет как никогда востребован.
Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) в развитых странах давно стала центральным элементом системы эффективного регулирования. Она заключается в анализе проблем и целей государственного регулирования с целью выбора наиболее эффективного варианта в соответствии со специальными установленными процедурами. Справедливости ради стоит сказать, что отдельные элементы ОРВ у нас уже есть. Так, например, при принятии нормативных актов проводится их обязательное финансово-экономическое обоснование. Есть различные экспертизы, в которых, к сожалению, внимание влиянию на бизнес-среду уделяется пока недостаточное. Кроме того, Указом № 40 об оптимизации Администрации Президента была введена обязанность проведения оценки воздействия документов на бизнес. Теперь осталось лишь наполнить форму содержанием. Проект Закона «О нормативно-правовых актах» находится в Парламенте. Ему осталось пройти второе чтение, после чего планируется его подписание. Ожидается, что заработает он с 2018 года. В документе есть отдельная статья «О прогнозировании последствий принятия нормативно-правовых актов». Ее составляющей и является оценка регулирующего воздействия, которая закрепляет рамочные условия появления механизма.
Перед принятием нормативных документов будут просчитывать их влияние на бизнес-среду
К слову, такую практику уже используют в 65 странах мира. В основном это государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В последние годы механизм активно внедряется в странах Юго-Восточной Азии, где на глазах растет экономика. В то же время классики жанра — Канада, США, Великобритания, Австралия — пытаются обновить расчетные методы этой системы. Внедрена ОРВ и во многих странах постсоветского пространства, среди которых, например, Украина, Казахстан, Россия. В последней оценку регулирующего воздействия на федеральном уровне используют седьмой год, в регионах — четыре. Кроме того, в последние два года идет медленное внедрение механизма в муниципалитеты.
— Пронизывая все основные уровни управления, институт оценки позволяет предпринимателям, независимо от масштабов их бизнеса, участвовать в публичных консультациях. Сначала госорган-разработчик публикует уведомление, что хочет разработать тот или иной документ, размещает некоторую справку о нем, приводит расчеты. Затем проводятся консультации и обсуждения с бизнесом в течение, например, не менее 20 дней, если речь идет о высокой степени регулирования. После этого составляется сводный отчет и идет подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия, — так описывает наработанный механизм председатель правления фонда «Сибирский экспертный центр «Модернизация», член подкомитета по устранению избыточных барьеров во взаимной торговле и инвестиционной деятельности при Коллегии Евразийской экономической комиссии Антон Дидикин.
Он привел любопытную статистику: в России за 7 лет работы было подготовлено более 5 тысяч заключений ОРВ на бизнес на федеральном уровне. И лишь в 37% случаев предлагаемые к введению документы могли негативно повлиять на предпринимателей и были сняты с повестки дня.
— Хорошо когда процедура закреплена на законодательном уровне. Но важны и подзаконные акты — порядок проведения оценки, сроки, способы взаимодействия на этом этапе с бизнесом, учет согласительных процедур и другие. И в каждой стране эти моменты разнятся, — резюмировал Дидикин.
У нас же пока те же сроки, форма проведения оценки, сферы обсуждаются, чтобы не сделать процесс громоздким и долгим. В России, например, ОРВ активно проводится в отношении строительства, поддержки инновационной деятельности, оказания платных медицинских и других услуг, экологии, промышленности, торговли. А вот налоговые отношения, финансово-бюджетная сфера, валютное регулирование, судя по мировой практике, оценке воздействия решений на бизнес не подлежат.
— Нельзя же на общественном обсуждении говорить, какой будет завтра курс. Или решать, какие будут ставки налогов. А вот налоговое администрирование подпадает под ОРВ. Думаю, компромиссная позиция будет найдена, но уже в рамках реализации механизма, — обозначил позицию Петр Арушаньянц.
Мария ДРУК
druk@sb.by
Мнения
Время браться за дело
МАРТ внес предложения в пакет нормативных правовых актов об упрощении условий ведения бизнеса, и они учтены в представленных вниманию общественности документах. Так, если человек решил открыть предприятие, ему будет необходимо всего лишь направить соответствующее письмо в местные органы власти. Кроме того, нет необходимости согласовывать режим работы. Планируемое упрощение условий ведения бизнеса в эфире телеканала «Беларусь 1» прокомментировал министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир КОЛТОВИЧ:
— Это не касается предприятий, которые будут работать круглосуточно. В этом случае мы оставили согласование. Кроме того, предложено внести корректировки в получение лицензии на розничную торговлю алкоголя и табака. Таких лицензий получать будет не нужно, мы упростили порядок. Значительные шаги предприняты в сфере общественного питания, мы отменили регулирование ассортимента собственной продукции общественного питания, сейчас каждый субъект вправе определять самостоятельно ассортиментную политику. Объекты общепита будут также наделены правом решать, можно ли человеку принести в заведение свое спиртное. Предложена отмена согласования информации, которая содержится в наружной рекламе. Все эти решения поспособствуют тому, что люди будут больше заниматься делом, а не тратить свое время на выяснение, согласование, написание ненужных никому бумаг.
Сергей ЧЕГРИНЕЦ, член совета рестораторов при Главном управлении потребительского рынка Мингорисполкома, один из создателей ресторана «Камяніца»:
— Изменения по условиям открытия и ведения бизнеса, которые сейчас выставлены на обсуждение, на самом деле революционные. Но здесь возникает другая проблема: как нам с этими новыми подходами жить? Дело в том, что вопрос глобального доверия бизнесу будет увязан с изменением многих административных процедур. И самой важной станет работа на местах. Существует множество примеров, когда есть хорошая законодательная база (скажем, заявительный принцип открытия бизнеса), но местная вертикаль перестраховывается и все равно требует предоставить кучу бумажек. Буквально в пятницу мы проговаривали эту проблему в Мингорисполкоме. Есть такой анекдот о принципе «одного окна»: окно одно, а дверей много. Поэтому важно, чтобы, когда пакет документов о раскрепощении деловой инициативы будет утвержден, согласован и подписан, на местах строго следовали букве этих документов, а не изобретали велосипед.
Кстати, опасения, из-за которых у нас обычно боятся упрощать процедуры, надуманные. Время, когда в сферу общепита приходили все кому не лень, у нас давно прошло. Уже достигнут какой-то уровень, ниже которого работать просто будет невозможно. И все, кто начинает свое дело в этой отрасли, отлично это понимают. Так что пусть у нас открывается все больше кафе и ресторанов. Благодаря конкуренции начнут наконец-то падать цены, что в итоге будет только на руку потребителям. У нас ведь часто говорят, что в стране плохой общепит: и дорого, и порции маленькие… Любят ставить в пример Украину. Но следует понимать, что там в ресторанном бизнесе занято намного больше участников.