Вопрос «что за свадьба без баяна» эволюционировал в «что за свадьба без ведущего». Ведь кто еще на столь важном событии способен организовать гостей лучше, чем хороший ведущий с природной харизмой? Наши герои Павел Игнатчик и Александр Воронкович работают исключительно в дуэте почти 13 лет, не оставляя шанса неловким заминкам и молчанию на праздниках жизни. Они не просто надевают костюмы и веселят гостей. В закулисье идет постоянная работа над развитием бизнеса, прикрытого толстой завесой стереотипа непыльной работы.
По отдельности Павел и Александр принципиально не работают, это их кредо.
Шутливый подход
Павел и Александр с первых минут разговора пускают в ход мастерство: к себе ловко располагают, не стесняются шуток, не терпят обращения на «вы». На их сайте список достижений — обладатели премии «Золотой Купидон», резиденты Russian Showmen Week, финалисты проекта «Короли вечеринок» на «БелМузТВ», более тысячи отзывов в сообществе. Себя партнеры шутливо нарекают Санчо Панса и Дон Кихот из-за продолжительной работы вместе, что придает им узнаваемости. Ее, как известно, завоевать сложно. Особенно новичкам.А началась их работа плечом к плечу спонтанно в 2007 году. Директор компании — производителя строительных материалов, в которой они оба работают до сих пор, попросил сделать небольшое мероприятие, приуроченное к 8 Марта. За дело взялись, ведь у обоих привязанность к сцене до этого была. Например, участвовали в КВН.
Удачно провели несколько корпоративов для фирмы и поняли: все получилось, несмотря на то что к хобби относились несерьезно. А потом сработало сарафанное радио: о них заговорили громче, партнеры получили большой заказ — 10 новогодних вечеров в престижном ресторане.
— С того момента дали себе название. В конце сообщений всегда писали «Паша и Саша», а впоследствии заменили на «P.S.». Саша за три минуты в графическом редакторе сделал логотип, которым пользуемся до сих пор, — вспоминает Павел.
От свадеб в первое время партнеры открещивались: не по душе формат. Но вскоре осознали, что на корпоративах, которые в большинстве проходят в декабре, далеко не уедешь, а вот свадьбы — большой куш. Один из коллег по цеху заверил: ничто не мешает проводить свадьбы в своем стиле, нестандартно.
На удачу, знакомая Павла попросила провести ей свадьбу. В то время ни сайта, ни страниц в социальных сетях, ни рекламы у ведущих не было. Зато отлично работало сарафанное радио. Так выходные 2010 года были полностью расписаны свадьбами.
Сегодня свадьбы — это 60 процентов работы ведущих. Остальное — выпускные и корпоративы, реже — дни рождения и юбилеи. В декабре прошлого года, к примеру, в графике Павла и Александра было 15 мероприятий.
Крепкий дуэт
По отдельности ведущие принципиально не работают, это их кредо. Говорят, бизнесмены лет через пять совместной работы ссорятся, но у ребят конфликт произошел лишь однажды. «Тогда мы чуть не распилили проектор пополам», — отшучивается Павел.Еще один из плюсов работы вдвоем — разделение обязанностей. Александр встречается с заказчиками, составляет сценарии, прорабатывает все организационные нюансы. Техническая же часть за Павлом.
— Мы, сами того не зная, успели в эту сферу вовремя войти и заработать имя. Со временем ведущих появилось очень много. Сегодня в Минске серьезная конкуренция. Официально зарегистрировано около 2000 ведущих. Появились свадебные порталы, курсы, мастер-классы. Мы их также проводим. С каждым учеником индивидуально от 3 до 6 месяцев. Чтобы быть ведущим, должна быть некая природная открытость, остальное — дело наживное, — рассказывает Александр.
Рабочие схемы
Павел и Александр объясняют, как в целом устроена сфера. На рынке есть условно три ценовые категории работы ведущих: до 800 рублей, от 800 до 1200, а их дуэт попадает в третью — от 1200 до 3000 рублей.В окончательную стоимость входит и работа ведущих, и диджея, и аппаратуры. Кроме того, заказывают дополнительно спецэффекты, танец в облаках, световой декор (аплайтинг) — за этим обращаются к подрядчикам.
Цены за новогодний корпоратив зависят от того, работаешь напрямую с компаниями либо через ресторан (агентство). При работе напрямую с компаниями стоимость услуг получается выше. Рестораны или агентства, как правило, организовывают банкеты, новогодние вечера, бронируют ведущих с шоу-программой и рекламируют их клиентам как готовый продукт сразу на большое количество дат.
— В таком случае у нас ставка меньше — 700—900 рублей за один вечер, но только при наличии 5—10 заказов. Правда, здесь тоже хватает работы: необходимо с каждым из заказчиков встретиться и обсудить программу, учесть пожелания, придумать что-то новое.
А вот работать с выпускниками ребятам нравится больше всего. Молодежь подвижна, восприимчива к новому, не любит традиционности. Но и на свадьбах подходы к проведению меняются. Застолье сменяют фуршет и фри-бары, старые традиции уходят. Даже людей старшего поколения сейчас можно переубедить провести юбилей не в виде стандартного банкета, а в формате, например, «Вечернего Урганта». «Лучшее мероприятие — когда заказчик озвучивает пожелания, но в сценарий не вмешивается и дает полную свободу действий», — отмечает Александр.
В этом году топовые ведущие начали продвигать идею проведения свадеб по четвергам и воскресеньям. В основном для того, чтобы разгрузить традиционно пользующиеся спросом пятницы и субботы и тем самым привлечь дополнительных клиентов.
В год партнеры тратят на инвестиции 30 процентов своей выручки. Во-первых, обновляют гардероб: раз или два в год меняются костюмы (некоторые шьют под заказ в среднем на 1000 рублей). Во-вторых, инвестируют в рекламу, в том числе в социальных сетях, и сувенирную продукцию. Третья часть расходов — обучение (мастер-классы).
— Сегодня на рынке очень большой разброс цен за работу ведущих: на порталах вы можете найти варианты от 300 до 2000 рублей в зависимости от числа гостей и формата мероприятия. Мы стараемся придерживаться своего устоявшегося гонорара. Бывает, спрашивают про скидку. Мы можем пойти навстречу, но считаем, это должно быть обосновано — постоянный клиент, заказ в будний день. Мы не любим сидеть без дела и поедем работать за 600 рублей на двоих, если нам говорят, что мероприятие через неделю, а у нас эта дата свободна, — рассказывает Павел.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
• Средняя стоимость проведения свадьбы от 1000 до 2000 рублей
• Средняя стоимость проведения корпоратива от 1000 до 2000 рублей
• Стоимость сдачи в аренду аппаратуры 200—250 рублей с диджеем
• Стоимость костюма 1200 рублей
• Средняя прибыль в месяц 2000 рублей
malyshchyts@sb.by