Николай Картель (справа) с сыном Александром.
— Если любишь профессию, искренне переживаешь за состояние дел на предприятии и хочешь облегчить труд других людей, все получится.
СКАЗАНО
— Сегодня время инициативы и активных действий. Только нестандартно мыслящие руководители, энтузиасты способны двигать отрасли и сферы вперед. Нужны люди смелые, которые не боятся брать на себя ответственность, не боятся выходить за границы инструкций, если того требует производственная необходимость.
Президент Беларуси Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года.
— Сегодня время инициативы и активных действий. Только нестандартно мыслящие руководители, энтузиасты способны двигать отрасли и сферы вперед. Нужны люди смелые, которые не боятся брать на себя ответственность, не боятся выходить за границы инструкций, если того требует производственная необходимость.
Президент Беларуси Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 31 марта 2023 года.
«Доктор Картель»
Скромный слесарь-ремонтник признается: он не мастер говорить. А вот творить – всегда пожалуйста.…В цехе стоит монотонный шум. Люди работают в наушниках и респираторах. Условия непростые. Ровные ряды сверкающих краской ткацких машин, длинные «дождевые» полотна нескончаемых нитей, большие катушки со стекловолоконным сырьем. Любой сбой в этом четко отработанном механизме нужно исправить вовремя. Технике свойственно ломаться. Но десятки ткачих знают: «доктор Картель» первым придет на выручку. А пока процесс производства стекловолокна идет в обычном ритме, Николай Иванович занимается профилактическими работами и новыми рационализаторскими идеями. Слесарь колдует над очередным станком, а заместитель генерального директора предприятия Андрей Кузьмин знакомит с его достижениями:
— Наш рационализатор — настоящий универсал. Именно он работал над изменением технологии ткачества для получения тканей с трассирующими нитями. Помог заводским специалистам освоить производство востребованных на отечественном и зарубежном рынках ровинговых тканей. Смог значительно усовершенствовать и адаптировать к нашим условиям импортные станки Dornier. Думаю, немецкие конструкторы были бы весьма удивлены столь необычным решениям по перфовалику, изменениям командного узла управления ткацкого станка, а также созданию шаблонов для управления рамами — в целом новым решениям в реставрации и модернизации ткацкого оборудования.
Для дилетантов все это — сложные и непонятные профессионализмы. А для такого опытного мастера ремонтных дел, как Николай Картель, — обычное дело. Он с закрытыми глазами, просто на слух может определить малейший сбой в работе станков, тут же поставить «диагноз» или придумать выгодный в финансовом плане способ повышения их эффективности и надежности.
Заместитель генерального директора отмечает, что благодаря ноу-хау Николая Ивановича предприятие ежегодно экономит солидные суммы, повышая качество и снижая себестоимость продукции.
Экономический эффект от использования разработанного рационализатором основонаблюдательного механизма ткацкого станка Dornier только за год составил около 110 тысяч рублей.И это лишь по одному рацпредложению за короткий срок. Хорошее знание оборудования, цепкий взгляд и творческая жилка позволяют ему видеть то, что другим неподвластно. И находить нестандартные решения, которые даже проектировщикам тех же ткацких станков в голову не приходят.
Семейная династия
На «Полоцк-Стекловолокно», вспоминает Николай Иванович, он трудоустроился еще подростком:— Так получилось, что любовь к слесарному делу проявилась в школе. Мы тогда занимались в трудовых мастерских, где педагоги вели активную профориентационную работу. Передо мной выбора как такового и не стояло. ОАО «Полоцк-Стекловолокно» — самое крупное и значимое градообразующее предприятие в округе. Моя мама тоже работала здесь, медсестрой в заводской поликлинике. Так я и стал слесарем-ремонтником транспортного цеха в 17 лет. Это уже потом меня перевели на работу транспортировщиком на другой участок, куда несовершеннолетних не пускали из-за вредных условий. А после армии — в ткацкий цех.
В ткацком цехе много лет трудилась и супруга Николая Картеля Евгения.
— Мы познакомились во время патриотического турпробега по местам боевой славы. Было это в далеком 1986 году, — вспоминает наш герой. — Посещали Хатынь. В итоге прожили вместе 36 лет…
Предприятие помогло молодым построить квартиру. Был тогда такой прогрессивный способ решения жилищных проблем — молодежные строительные кооперативы. Желающие заводчане создавали стройбригаду и сами возводили для себя многоэтажку. Николай и Евгения работали на стройке плечом к плечу, а потом справили новоселье в уютной трешке. Там и вырастили двоих сыновей. Один из них, кстати, работает сейчас рядом с отцом. Александр — сменный мастер-наладчик, а его жена Ольга — технолог.
— На «Полоцк-Стекловолокно» пришел, чтобы продолжить семейную династию, — не скрывает Александр Николаевич и шутит: — Отец заразил любовью к нефтехимической отрасли, хотя изначально я оканчивал лесной колледж…
Оказывается, получив профессию мастера леса, будущий нефтехимик отслужил в армии в воздушно-десантных войсках, а после демобилизации, 11 лет назад, решил продолжить семейное дело и устроился на предприятие помощником мастера. Так теперь и работают Картели — рука об руку.
Пенсия не помеха
Еще семь лет назад Николаю Картелю была предоставлена возможность выйти на заслуженный отдых, но он продолжает трудиться в ткацком цехе.— Без работы не могу, — признается Николай Иванович. — За 40 лет заводская семья стала и моей семьей. Как ее можно оставить, если еще хватает сил и творческого энтузиазма? Даже в выходные переживаю за каждый проблемный станок, прокручиваю в мыслях варианты решения сложных технических «кроссвордов». Каждая маленькая победа — это новый всплеск энергии. Разве можно жить по-другому?!
Не спешат расставаться с ценным сотрудником и на заводе. Такие профессионалы на вес золота, говорит заместитель гендиректора Андрей Кузьмин:
— Сегодня ОАО «Полоцк-Стекловолокно» — это около 20 семейных династий, состоящих из трех и более поколений. Они — костяк коллектива, люди, которые по-настоящему преданы заводу. А наши рационализаторы-изобретатели, их более полусотни, — это поистине бесценный запас.
begunova@sb.by