Социальное такси: по какому пути пойдет развитие в Минске и регионах этой востребованной услуги

Машина ко времени

Общественный транспорт для маломобильных граждан порой может оказаться неприступной крепостью. Инвалиду-колясочнику приходится тщательно выстраивать свои маршруты по городу, чтобы попасть из точки А в точку В без сложностей. На помощь им приходит социальное такси. Наверняка вы видели в Минске серый «бусик» с яркой радугой на борту и надписью: «Мир открыт для всех». С 2010 года такие машины курсируют по столице каждый день, отвозя «особенных» пассажиров в поликлиники, больницы, магазины, аптеки и по другим адресам. О том, как работает и как будет развиваться сервис, предоставляющий уникальные транспортные услуги, узнавала корреспондент «Р».


Каковы правила?


За тему эту мы взялись не случайно. В начале месяца на приеме граждан заместителем Премьер-министра Владимиром Кухаревым в Правительстве матери, воспитывающие детей-инвалидов, подняли ряд вопросов. И один из них звучал так: в стране наблюдается нехватка социальных такси. Для получения услуги надо задолго записываться, а это создает некоторые трудности для семей. Владимир Кухарев согласился, что пополнять такой автопарк необходимо и, учитывая востребованность услуги, нужно продолжать работу в этом направлении.

Минск запустил услугу социального такси еще в 2010 году. Произошло это не сразу: сперва проект несколько месяцев тестировали. Каждый день 10 машин развозили бесплатно в учреждения здравоохранения инвалидов I группы, инвалидов-колясочников, детей-инвалидов до 18 лет, а также неработающих инвалидов II группы старше 70 лет, размер пенсий которых не превышает 1,5 бюджета прожиточного минимума. Оказывалась и оказывается услуга на условиях частичной оплаты — 15 процентов базовой величины на момент обращения для людей старше 70 лет с размером пенсии более 1,5 БПМ. За время эксперимента стало очевидно: на услугу спрос огромный. Людям это действительно необходимо.


Ирина Дудка, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите населения Мингорисполкома, помнит все детали старта проекта:

— Первые предложения о вводе такой услуги нам поступали от общественных объединений инвалидов. Руководство города поставило задачу разработать механизм, и наш комитет совместно с ГП «Минсктранс» взялся за дело. Коллеги предоставили свои микроавтобусы, переоборудовав 10 машин специальными подъемными устройствами, а также креплениями и ремнями безопасности для инвалидных колясок. А еще установили в салонах небольшие телевизоры с информационными материалами.

С 2016 года опыт города начали распространять на всю страну.

— За годы работы услуга претерпела ряд изменений, — продолжает Ирина Дудка. — Самое главное, если раньше она предоставлялась только для подвоза к учреждениям здравоохранения, реабилитационным комплексам и некоторым другим объектам социнфраструктуры, то теперь список возможных адресов доставки дополняем каждый год. Можем отвезти группу на экскурсию, в аэропорт, к спортивным аренам, на культурно-массовые мероприятия, ну и, разумеется, отвезти человека назад к месту его жительства.

Внук Егор впервые позвонил в ТЦСОН и подал заявку, чтобы отвезти на социальном такси дедушку Василия Егоровича к врачу: «Здорово, что есть такая услуга. Очень выручает».

Каждый год в Минске на предоставление транспортной услуги посредством специального автотранспорта для людей с инвалидностью выделяется целевое финансирование. Но проблема в том, что желающих много, а машин всего 24. Хотя в Мингорисполкоме говорят, что если надо, то будет больше — средства выделят. Пока с тем количеством, что имеется, люди с инвалидностью могут не более 5 раз в течение месяца проехать в одну сторону и обратно в учреждения здравоохранения, оздоровительные и реабилитационные комплексы и центры. Не более двух раз — в аптеки, непродовольственные магазины, ЖЭСы, нотариальные конторы, на вокзалы, в аэропорт, банки, организации связи, госорганы, музеи и места проведения мероприятий. А еще возможно не более двух раз в течение года посетить захоронения своих близких на кладбищах. К слову, именно сейчас, в преддверии Дня памяти (Дзядоў) службы принимают так много заявок. Зато без ограничения количества поездок можно ездить в учреждения здравоохранения для проведения процедуры гемодиализа, в отделения дневного пребывания инвалидов, а также в учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования (для учащихся заочной, в том числе дистанционной, формы получения образования). При этом в вузы для инвалидов-колясочников, обучающихся в этих учреждениях на дневной форме получения образования, — не более двух раз в неделю.

«Мне нужнее»


Чтобы посмотреть, как организована работа, отправляемся на переулок Клумова, где находится ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Партизанского района г. Минска». Здесь работают две машины, которые предоставил автобусный парк № 4. Заместитель директора Инна Малыгина показывает, как происходит прием заявок от граждан:

— Наш район в Минске самый малозаселенный. Но проживает у нас около 900 инвалидов I группы, 298 детей-инвалидов, а также 2500 инвалидов II группы. Все они, по сути, потенциальные пассажиры, претендующие на перевозку в наших автомобилях. Мы отвозим и привозим людей туда и обратно, однако в услуги не входит доставка пассажиров в лечебное учреждение, помощь в межэтажной транспортировке, передвижении по месту нахождения. Для людей с инвалидностью опорно-двигательного аппарата, по зрению существует услуга сопровождения. Наши специалисты помогают таким пассажирам спуститься с этажа, зайти в машину, а также сопровождают их в медучреждениях.

Специалисты отделения первичного приема, информации, анализа и прогнозирования ТЦСОН Партизанского района г. Минска не только принимают заявки, но и прорабатывают маршруты, анализируют лучшие пути и возможности, чтобы машины не простаивали и каждый смог добраться по нужным адресам.

Мы находимся в отделе, где трое сотрудников принимают звонки-заявки на поездки, формируют маршруты для водителей. Главная задача — просчитать все так, чтобы машина не простаивала. Пока одного пассажира отвезли в поликлинику, где он будет находиться 1,5—2 часа, едут по заявке другого.

— Каждый месяц 25-го числа мы начинаем прием заявок на следующий месяц. Подавать ее необходимо хотя бы за день-два. Конечно, иногда можно отправиться в дорогу и день в день, но только при условии, что кто-то вдруг отказался от услуги и появилось окно. Однако такое бывает нечасто. Обычно все расписано буквально по минутам, — рассказывает Инна Малыгина. — Если же вдруг необходимо изменить маршрут или отказаться от поездки, то предупреждать надо максимум за два часа.

В этом центре работают две машины: один водитель трудится 5 дней в неделю. На другой машине посменно работают два водителя по графику 2 через 2 и в выходные дни. В центре говорят, что этого количества машин, в принципе, достаточно, но было бы прекрасно, если бы их количество увеличилось. Тогда можно было бы угодить каждому.

— Мы следуем принципу справедливости: кто позвонил первый и записался, тот и едет. Случается, сетуют: «Там, наверное, кто-то поехал в магазин, а мне надо в поликлинику — мне нужнее». Ну что на это сказать? У всех «нужнее». Предпочтение делаем только тем, кому необходимо в больницу на гемодиализ. Это ведь жизненно необходимая процедура, ее нельзя откладывать, — говорит Инна Малыгина. — Конечно, иногда люди берут простое такси. Но представьте: туда-обратно по нескольку раз в неделю съездить дорого выходит.

Просчитать маршрут таким образом, чтобы максимальное количество пассажиров успело в большее количество мест, не так-то и просто. Но трое специалистов центра стараются. Иногда пытаются скомпоновать несколько заказов — перевезти сразу несколько соседей, которым предстоит ехать в одну сторону.

Интересно, а может ли воспользоваться услугой человек без инвалидности?

— Бывает, обращаются. Говорят по телефону: «Я инвалид, мне надо». Но у нас есть база с данными о жителях района с инвалидностью, к тому же когда пассажиры звонят, они должны назвать номер и серию своего удостоверения инвалидности. Поэтому мы точно знаем, кому предоставляется услуга, а кто пытается нам соврать.

Удивилась, что стольким людям можно помочь


Олеся Шарай, заведующая отделением первичного приема, информации, анализа и прогнозирования ТЦСОН Партизанского района Минска, говорит, что социальное такси — это колоссальная помощь тем, кому она действительно необходима. Ранее она жила и работала в Лунинце, где такой услуги не было. Люди просили о помощи родственников, соседей, чтобы съездить по делам:

— Когда приехала сюда, была удивлена, что стольким людям можно так помочь. Город большой, финансирование неплохое, и прекрасно, что деньги идут на такое благое дело.

Ольга Георгиевна БРЕУС, инвалид I группы по зрению: «Социальное такси — это то, что очень надо и почаще. Я бы придумала, куда себя еще деть».

К слову, только на Партизанский район Минска выделено на нынешний год 113 000 рублей. Приблизительно на поездки в месяц расходуется 9500 рублей. Каждый день водители выполняют до 20 заявок. В какое время приехал, куда отвез и так далее — траектория движения строго фиксируется в дневниках водителей и контролируется диспетчерами автобусного парка. Они, конечно, всегда на связи, ведь если пассажира отвезли в поликлинику и он раньше освободился, а водитель как раз проезжает мимо, то можно подхватить на обратном пути чуть раньше, чем договаривались.

«Они все наши, все хорошие»


Водитель автобусного парка № 4 Максим Максимов обедал в парке в перерыве между поездками. Сегодня своих пассажиров, как он их называет, которых нужно обязательно отвезти к врачам, — много. С утра уже побывал в Боровлянах, на улицах Берестянской, Хоружей, Карвата, Захарова, Могилевской, Багратиона и раз пять на Клумова… Он садится в серый микроавтобус, смотрит, куда предстоит ехать, заводит двигатель. За нашей спиной салон с местами для пассажиров и сопровождающих, а также зона с перилами и местами для трех инвалидных колясок, упорами для них. Машина старенькая — 2004 года выпуска, но в автопарке говорят, что в ближайших планах обновление. Другое авто с большим количеством пассажирских мест чаще используют для поездок на экскурсии. Оно без подъемника для инвалидной коляски.

Максим Максимов рассказывает:

— Работаю на этой машине два дня через два уже 6 лет. Моя работа заключается в том, чтобы приехать вовремя, помочь попасть человеку в машину, отвезти его по адресу, а потом вернуть домой. Тихих дней у меня не бывает. Всегда есть заявки. В будние чаще по медучреждениям ездим, в выходные — в церковь, магазин, на развлекательные мероприятия. Конечно, ездят люди разного возраста: мамы с детками, пенсионеры, студенты. За день могу оказаться в любой точке не только города, но и пригорода. Например, часто приходится ездить в детский онкоцентр в Боровляны. Со всеми пассажирами отношения хорошие, всех помню. С некоторыми видимся очень даже часто. Вот было дело, 5 лет девушку на инвалидной коляске на факультет международных отношений в БГУ возил пару раз в неделю.



Мы тем временем приехали на улицу Захарова, где соцтакси ожидают 88-летний Василий Егорович и сопровождающий его 34-летний внук Егор. Им надо в 6-ю поликлинику на Ульяновскую.

— К врачу-хирургу на осмотр — ноги болят, — жалуется Василий Егорович. С тростями в обеих руках он садится в машину. Первый раз его везет внук. Обычно подает заявку и сопровождает отца дочь.

— Надо было по телефону сказать имя дедушки, адрес, маршрут, а также уточнить время, — рассказывает о первом опыте Егор. — Врач у нас через час, но лучше приехать заранее. Здорово, что есть такое такси. Дедушке в обычное такси неудобно садиться, трудно сгибаться, он инвалид I группы.

Мы приехали быстро. Водитель вновь открывает двери, помогает вместе с внуком выбраться наружу Василию Егоровичу.

— Может, мобильный телефон оставлю? Вы наберете и скажете, когда вам назад, — спрашивает Егора водитель. Тот, конечно, записывает номер.

А теперь нам пора на улицу Клумова, где в сопровождении соцработника уже ожидает Ольга Бреус, посещавшая медцентр. Теперь ее надо отвезти домой на Захарова. По графику точно не опоздаем. Задержки случаются только из-за дорожной ситуации, пробок. Хотел бы водитель иметь проблесковые маячки, да не положено. Преимуществ у этого спецтранспорта не так много — становиться на парковках на места для инвалидов, а также можно, если тротуар позволяет, подъехать ближе к входу в здание.

Ольга Георгиевна в дорогу отправляется с помощью сопровождающих — Оксаны Костко, специалиста по социальной работе, и Ольги Козловой, социального работника.

— Социальное такси — это то, что очень надо, и почаще. Я бы придумала, куда себя еще деть, — смеется пассажирка. — Чаще всего езжу в эндокринологический центр, в поликлинику и в медцентр. Раньше у меня была II группа инвалидности, уже два года как I — дали по зрению. Когда сказали, знаете, слеза проступила. Такое слышать трудно.

Сейчас ей 87 лет. 40 отработала конструктором на заводе. Там, говорит, зрение и потеряла, делая детальные чертежи станков.

— Дома помогают внучатый племянник и социальные работники. Я тоже что могу, то делаю. В поездках вот с Оксаной Дмитриевной — она очень отзывчивая, тактичная, хорошая женщина. Раньше ездила на такси за свои деньги. Но одна поездка к врачу туда и назад стоит 12 рублей. Немало. Поэтому хорошо, что есть такое бесплатное социальное такси. Правда, машину нужно поменять, трясет иногда в ней.



Мы высаживаем пассажиров, и нашему водителю нужно ехать по следующему адресу. Там уже будет частичная оплата проезда — 3 рубля 83 копейки. Чтобы пассажир смог оплатить, у водителя для этого есть кассовый аппарат.

Километры добра


Статистика комитета по труду, занятости и социальной защите населения Мингорисполкома говорит сама за себя: в 2016 году услуга «Социальное такси» приняла в Минске 48 672 заявки, в 2017-м — 70 005, а в 2018-м — 70 850. За 9 месяцев нынешнего года набежало 48 429 обращений. То есть услуга более чем востребована. В 2020 году даже самый оснащенный машинами с такой транспортной услугой Фрунзенский район — сейчас у них 4 машины — планирует расширять ее присутствие. Ирина Дудка, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите населения Мингорисполкома, комментирует:

— Сколько точно будет машин в следующем году, пока сказать трудно. Мы ведем статистику, учет того, сколько людей обращается, пользуется. И каждый год увеличивается финансирование на услугу с учетом растущей актуальности пользования. Каждый ТЦСОН финансируется из средств местного бюджета, уже территориальные центры эту услугу закупают у автопарков. Пока 24 машины, из них 19 на балансе ГП «Минсктранс». Второй год подряд свои услуги предлагают и другие транспортные предприятия. Если есть необходимость, то это не проблема — закупим дополнительную транспортную услугу. В целом люди стали активнее. Правду говорят: человек ко всему хорошему привыкает быстро. И это правильно, почему нет? Комфортно передвигаться по городу и по Минскому району — то малое, чем можем помочь этим людям. Конечно, лучше своими ногами подбегать к троллейбусу, но раз уж жизнь сложилась таким образом, что это невозможно, мы должны помогать этим гражданам.

В ТЕМУ

Кстати, как обстоят дела в регионах, которые потихоньку начали внедрять у себя услугу социального такси? В комитетах по труду, занятости и социальной защите облисполкомов сообщили такую информацию. В Брестской области предоставляется услуга в 13 ТЦСОН из 20, там работают 13 машин. В Гродненской области всего одно социальное такси, курсирует оно по Гродно. В Витебской области — 6 машин в 5 ТЦСОН, хотя, помимо этого, есть специальные легковые авто без подъемников во всех 25 территориальных центрах области. В Могилевской области одна машина — в Бобруйске. В Гомельской области всего два социальных такси, а в Минской их, увы, нет совсем.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter