— Маша, сейчас вы на канале «Беларусь 5» ведете передачу «Хоккей для всех». Что побудило вас обратиться к теме спорта? И почему выбрали рассказывать зрителям о такой суровой мужской игре, как хоккей, а не о фигурном катании или художественной гимнастике, например?
— Вообще, в спортивной журналистике я около девяти лет и рассказываю как раз не только о хоккее, но и о фигурном катании, художественной гимнастике, биатлоне… Просто хоккей — один из тех видов спорта, который однажды украл мое сердце. Эти скорости, этот адреналин, интрига, которая присутствует практически в каждом матче!.. Не знаю, как можно не любить хоккей, — наверное, только если ты на нем никогда не был. Ну и, на мой взгляд, там, где есть суровые мужчины, всегда будут и хрупкие красивые девушки, которые, мне кажется, с огромным удовольствием будут следить за успехами своих героев. (Смеется.)
— Кстати, а есть ли у вас любимцы в белорусском хоккее? Может быть, за кем‑то следите особенно внимательно?
— Конечно, журналисты стараются быть объективными. Но, разумеется, у каждого из нас есть свои любимцы. За столько лет работы со многими спортсменами сложились очень теплые отношения. Называть по именам этих людей не буду — они и так знают. И я сейчас говорю не только о нашем хоккее, но и о многих других видах спорта.
Да и в целом белорусский спорт — это одна большая дружная семья.И в ней все нужны: мне кажется, без журналистов спортивные состязания не будут такими зрелищными, но ведь и наша работа в первую очередь зависит от спортсменов…
— А вы сами занимаетесь спортом? А то знаю многих ярых болельщиков, которых в тренажерный зал и на беговую дорожку калачом не заманишь…
— Мне как раз очень нравится не только рассказывать о спорте, но и им заниматься. Это всегда тренажерный зал — два‑три раза в неделю стабильно. Минимум дважды в неделю занимаюсь танцами, хотя хотелось бы больше. Конечно, с началом телевизионного сезона возрастает количество командировок, но по возможности график тренировок стараюсь соблюдать. Без занятий спортом я не представляю свою жизнь: они, в конце концов, дают выброс эндорфинов, а эти гормоны, как известно, способствуют появлению у человека ощущения счастья. Ну и подкачанная фигура — тоже приятный бонус. (Смеется.)
На женском хоккейном матче Global Girls Game в роли ассистента тренера.
— Телевизионная аудитория помнит вас как ведущую программы «Маршрут построен» на телеканале «Беларусь 1». Есть ли какие‑то интересные места, которые вы в процессе работы в этом проекте для себя открыли и куда посоветуете поехать всем?
— Дворец Пусловских в Коссове, рыцарская Лида, прекрасный Несвиж или неповторимые Гервяты — все эти места, имеющиеся в каждом путеводителе, на мой взгляд, стоит посетить в первую очередь. Это то, что лежит на поверхности. Но если копнуть глубже (а во время съемок журналисты всегда стараются копать глубже), то мне очень запомнились и Климовичи, и Ивацевичи, и Белоозерск… А какие телеханские закаты мы встретили! Наша природа не просто красива — я иногда даже прошу съемочную группу дать мне пять минут, чтобы немного постоять в тишине и запечатлеть этот масштаб, эту красоту и просторы…
Природа — это первое, что мы видим, путешествуя по родной земле, но не только красивые виды имеют значение. Во время съемок мы очень много общаемся с людьми. И я думаю, именно люди, живущие в Беларуси, — это и есть наша главная гордость.Очень добрые, отзывчивые, гостеприимные — и если вы сейчас попросите вспомнить людей, которые запомнились за время съемок программы «Маршрут построен», мне не хватит часа, чтобы всех перечислить. И всем им огромное спасибо!
— Продолжаете ли интересоваться темой поездок по Беларуси? И что для себя вынесли из этого проекта?
— Есть определенная профессиональная деформация, не скрою: сейчас, если я отправляюсь в какой‑то город, будь то Могилев или Гомель, стараюсь выкроить время и посетить, например, один из музеев, а перед поездкой непременно ищу в интернете сведения об интересных местах. Мне очень нравится путешествовать по нашей стране. И даже если специально не выискиваю, но, проезжая мимо, замечу что‑то любопытное, например какую‑то неповторимую архитектуру, стараюсь хоть на пять минут задержаться и уделить внимание этому месту.
— Многим кажется, что работа ведущего — это красивая студийная история с идеальным макияжем и стильными нарядами. Насколько это близко к реальности? Ведь наверняка вам приходится выезжать на матчи, соревнования и мерзнуть на холодных трибунах?
— Зритель как раз таки и должен в первую очередь видеть красивую картинку, потому что это все‑таки телевидение. Но, конечно, работать приходится в самых разных условиях — и в 20‑градусный холод, когда стоишь и волосы у тебя покрываются инеем, и ты как будто седеешь на глазах. И наоборот, когда жара под 35, а ты в пиджаке, потому что надо соблюдать деловой стиль. И в грязи, и в снегу, и при любых погодных условиях мы выходим в прямой эфир. Ну и, конечно, без казусов не обходится: например, однажды я вела репортаж с биатлона и мне на губу села оса. А как раз шел мой крупный план, и я не могла даже вида подать, что меня что‑то смущает, — просто элегантно ее смахнула. По счастью, оса не стала настаивать на более близком знакомстве, улетела, и все обошлось. А еще вспоминаю, как несколько лет назад на съемках проекта «Маршрут построен» мы со съемочной группой в перерыве обедали. Дело было в Столине, я отлучилась из‑за стола, за это время коллеги рассчитались, а когда я вернулась, обнаружила, что никого нет, кафе закрыто и я в нем заперта совершенно одна. К счастью, ребята быстро заметили мое отсутствие. Разумеется, в кафе стояли датчики движения, приехала милиция… Если вспоминать по прошествии времени, то все это получилось для нас, журналистов, конечно, очень смешно, но тогда сотрудникам общепита было не до веселья. Так что на съемках порой случаются разные курьезы.
— Освещение спортивной темы сегодня требует от журналистов большой выдержки. Честно скажу: хотелось рвать и метать, когда на прошлой неделе дисквалифицировали российскую фигуристку Камилу Валиеву под надуманным предлогом. На мой взгляд, бесчестно и отвратительно. А как вы воспринимаете события, происходящие сейчас в большом спорте?
— Никто не заслуживает того, через что прошла и проходит Камила. Это не просто моральное уничтожение человека — это моральное уничтожение ребенка в первую очередь. Мы очень часто в наших программах говорим о том, что спорт должен быть вне политики, но видим, что очень многие сделали его инструментом давления.
— Задевает ли вас такое политически мотивированное, несправедливое отношение к российским и белорусским спортсменам? И можно ли подобное назвать нечестной конкуренцией?
— Несправедливо и нечестно — это мягко сказано. На самом деле здесь больше подойдет другое слово: бесчеловечно. Для огромного количества спортсменов то, чем они занимаются, — это не просто работа или карьера, это вся их жизнь. Во многих дисциплинах, как мы знаем, век спортсмена очень короток. И когда у человека на наших глазах отнимают, по сути, его жизнь — я не знаю, как на это реагировать спокойно. Мне кажется, остаться равнодушным тут невозможно. Но вместе с тем не посыпаем голову пеплом — мы продолжаем работать и развиваться.
Белорусскую машину — я очень люблю это говорить! — не остановить ни санкциями, ни давлением: мы сможем противостоять абсолютно всему.ovsepyan@sb.by