Маленький Герой с большой буквы — 95 лет назад родился пионер Марат Казей

Его имя стало нарицательным, советские школьники знали его в лицо, ведь почти в каждом учебном заведении на почетном месте висела его фотография. В этом году у Марата Казея две памятные даты: 80 лет со дня гибели (11 мая 1944 года) и 95 лет со дня рождения (10 октября)

По разным данным, в боевых действиях во время Великой Отечественной войны принимали участие несколько десятков тысяч несовершеннолетних. Пятеро из них были удостоены высшей награды — звания Героя Советского Союза. Все — посмертно. Среди них самым младшим был наш земляк Марат Казей.

И пусть 95‑летний юбилей этого вечно юного пионера‑героя еще раз напомнит всем нам, что за забронзовевшей легендой когда‑то стоял жизнерадостный и озорной мальчишка, чье детство, чью жизнь отняла проклятая война.

Счастье и трагедия семьи Казей

В браке у Анны и Ивана Казей родилось пятеро детей: Елена, Ариадна, Марат, Ким и Нелли. Марат родился 10 октября 1929 года в селе Станьково Минской области. Имя мальчику дал отец в честь линкора «Марат», на котором он ранее служил. Это была дружная и счастливая семья до 5 января 1935 года. В этот черный день по доносу арестовали главу семьи, обвинив в умышленном выводе из строя тракторов. В конце апреля состоялся суд. Увидев отца, пятилетний Марат бросился к нему и, усевшись на колени, крепко обнял. Даже конвоиры не посмели прогнать малыша. Отец, крепко прижимая сына к груди, целуя его льняную головку, на прощание сказал:  
«Ты один мужчина остаешься дома, смотри, чтобы все было в порядке. Помогай маме, девочкам». 
Приговор суда был суров — семь лет исправительно‑трудовых лагерей. По этапу его отправили в Амурский исправительно‑трудовой лагерь.

После ареста мужа Анну Казей уволили с работы, выселили из квартиры и отчислили из Московского пединститута им. Крупской, в котором она училась заочно. В том же 1935‑м ее, обвинив в троцкизме, отправили в колонию… Детей разобрали родственники. Анну Казей освободят в 1939‑м, но скоро вновь арестуют. На свободу она выйдет за три месяца до войны.

С первых дней оккупации убежденная коммунистка Анна Казей начала сотрудничать с Минским подпольем. Кроме того, рискуя жизнью, она стала прятать и лечить у себя партизан, красноармейцев, попавших в окружение. В октябре 1942‑го Анну арестовали. Месяц фашисты издевались над ней, но не добившись ничего, казнили 7 ноября 1942 года на площади Свободы в Минске. Кстати, в том же 1942‑м из Амурлага пришло известие о том, что Иван Казей погиб.

Живым врагу не сдаваться…

Оставшись без родителей, круглые сироты стали ютиться у родственников. Марат ждал удобного случая, чтобы уйти к партизанам. Мечта осуществилась 11 ноября 1942‑го, когда он был зачислен в партизанский отряд имени 25‑й годовщины Октябрьской революции. Через 20 дней 13‑летний мальчишка перед боевыми товарищами зачитывал партизанскую присягу:  
«Я, партизан отряда имени 25‑й годовщины Октября, перед лицом своих товарищей клянусь бить врага наверняка и живым врагу не сдаваться».
Марат, как и его родители, был прирожденным актером. Если бы немцы увидели Марата в форменной одежде, в которой он щеголял в отряде, они бы никогда не поверили, что оборванный бродяжка — это партизан‑разведчик. «За каждую операцию, — вспоминали после войны боевые товарищи мальчика, — ему можно было давать орден. Кстати, свою первую медаль «За отвагу» он получил за бой в январе 1943‑го, когда, будучи раненым, поднял в атаку своих товарищей и пробился сквозь кольцо врагов. В наградном листе, который можно найти на сайте partizany.by, такие строки: «9 января 1943 года участвовал в бою в Станковичском лесу Дзержинского района при окружении отряда. Будучи еще раньше ранен в руку, за несколько дней до этого, Казей не отставал от своих товарищей. С криком «Вперед!» пробивался через огневое кольцо. ...Казей Марат заслуживает правительственной награды — медали «За отвагу».

Такая история. Находясь в разведке, Марат увидел на шоссе проезжающий автомобиль. Пионер открыл огонь. Буквально первой очередью он сразил водителя. В кабине сидел испуганный офицер. 13‑летний мальчишка (!!!) разоружил майора вермахта и доставил его в партизанский штаб. У задержанного фашиста в папке были секретнейшие документы, которые немедленно переправили на «большую землю».

Кстати, самая известная фотография Марата, единственная, соответствующая его возрасту, в котором он совершил подвиг, была сделана немцем‑фотокором. В первые дни оккупации фашист зашел во двор к бабушке Марата и за пару куриных яиц сфотографировал мальчика. Впоследствии этот снимок, войдя во все книги, учебники, энциклопедии, станет хрестоматийным.

Сестра Ариадна вспоминала после войны: «Маратик очень красивый мальчик был: голубоглазый, русый. Потом его многие художники рисовали, но каждый — на свой манер и не всегда таким, каким он был в жизни. Лучше всех Марата сфотографировал немец. Сделал карточку добротно и на совесть».

Последний бой Марата…

В последнее утро своей жизни Марат и начальник разведки штаба партизанской бригады Михаил Ларин приехали на конях в деревню Хоромицкие. Скоро послышались выстрелы. Выглянув в окошко, Марат увидел, что деревню окружают фашисты. Марат выбежал из хаты, успел добежать до кустов и оттуда открыл стрельбу. Ларин погиб быстро. Бой происходил на глазах сельчан, и именно они потом рассказали, как все было. Фашисты почти не стреляли, они хотели взять мальчишку живым. Марат отстреливался до последнего патрона. Потом в деревне услышали один взрыв гранаты, второй… После чего наступила гнетущая тишина. Только убедившись, что партизан мертв, фашисты подошли к нему. Обнаружив у сарая крестьянина Лиходеевского коней Ларина и Марата, каратели расстреляли хозяина, его мать, жену и четверых детей. Скоро на подводах привезли убитых Маратом немцев и полицаев. Почти два десятка!

В 1965 году в Минске судили военных преступников. Один из них рассказал о последнем бое Марата: «Немцы за ним очень охотились: просто неуловимый мальчонка был. И награды за него обещали, и что хочешь. Вот и выследили его. Только он живой не дался. Перебил нас видимо‑невидимо. Да нас‑то было, почитай, человек 150, а он один. Патроны у него, видно, кончились в автомате. Так он подпустил всех к себе поближе и гранатой их.  
Потом встал во весь рост и говорит: «Берите меня в плен». Тут еще несколько человек бросились к нему, а он снова гранатой. Была, значит, у него последняя. Он ее занес над головой и взорвал. И сам лег, и людей уложил». 
Услышав последнюю фразу, судья не выдержал и сказал: «А то и не люди вовсе были. Какие же это люди — 150 человек против одного мальчонки».

— Так мальчонка какой! Даже немецкий офицер и тот нас срамил, его в пример ставил, — оправдывался прислужник фашистов.
В сердцах белорусов Марат Казей навсегда останется юным славным мальчишкой, для которого такие понятия, как любовь к Родине, честь и достоинство, были превыше всего.

Беларусь помнит!

Марата и Ларина хоронили с почестями на опушке леса. Здесь же, на месте его гибели, на собранные колхозниками деньги был установлен мраморный памятник юному герою. На нем написано: «Здесь 11 мая 1944 года погиб четырнадцатилетний юный герой Марат Казей, воспитанник Станьковской школы Дзержинского района». В 1946‑м тело Марата с воинскими почестями перезахоронили в его родной деревне Станьково. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено 8 мая 1965 года, посмертно.


Родная сестра Марата Ариадна Ивановна сделала все возможное, чтобы мир узнал о подвиге брата. В одном из своих интервью она сказала:  
«Марат мог специально пойти на такой отчаянный шаг, чтобы доказать всем, что он сын нормального отца, а не врага народа». 
Отца Ариадны и Марата Ивана Георгиевича Казея реабилитировали в 1959-м. В том же году в центре Минска установили бронзовый памятник пионеру‑герою, изображающий Марата за мгновение до взрыва. Сквер, который до этого назывался Пионерским, переименовали в честь Героя Советского Союза Марата Казея. Улица Марата Казея есть в Минске, Молодечно, Дзержинске, Узде, Барановичах, Глубоком и многих других городах бывшего Советского Союза.

P.S. В столичном Колледже бизнеса и права на первом курсе учится правнучатый племянник Марата Казея Алексей Казей. Автор встретился с ним у памятника в парке им. Марата Казея. Молодой человек внешне удивительно похож на своего героического предка, родного брата прабабушки Ариадны Ивановны. На вопрос: «Смог бы повторить подвиг Марата Казея?» — потомок славного рода отвечает без промедления:

— Смог бы. Особенно при защите близких людей.

Алексей Казей.

usachev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter