Мировая экономика сталкивается с серьезными последствиями событий в Украине

Маховик рецессии

То, что происходит сегодня у наших южных соседей, наносит разрушительный урон не только Украине, но и многим другим государствам. Очевидно, что страдают основные показатели глобальной экономики: замедляется рост ВВП, выходит за привычные рамки инфляция. 

Коллаж Ольги Александровой

Прогнозы меняются

Если до февраля прошлого года эксперты журнала The Economist прогнозировали рост ВВП в Европе практически на 4 % и думали, что постковидная эпоха даст толчок к общему росту, то сейчас говорится об увеличении в лучшем случае не более чем на 1 %. Примерно такие же показатели предсказывают и по всему миру. 

Одной из главных проблем становится мировая инфляция, активный рост которой начался еще во времена пандемии. Во многом это было связано с особенностями денежно-кредитной политики во времена ковида, когда Запад вливал в экономику ничем не обеспеченные деньги. А с началом специальной военной операции в Украине произошло взрывное подорожание топливных и других ресурсов. Причем рекорды бьются сорокалетней давности. И отката назад не наблюдается. 

Военные действия в Украине и введенные санкции против России и Беларуси вызвали огромный дисбаланс на мировом энергетическом рынке. Если перед началом конфликта цена на нефть колебалась в пределах 80—90 долларов за баррель, то впоследствии достигала порядка 130 долларов. В последнее время стоимость черного золота марки Brent колеблется в районе 90 долларов за баррель благодаря распечатыванию резервов некоторых развитых стран. А российская Urals варьируется в пределах 50–60 долларов. 

Газ же дорожать стал еще до военного обострения в Украине, а затем рост стал вообще безудержным. Все это, безусловно, наносит существенный удар по глобальной экономике. К тому же подскочили цены на алюминий: с 2900 долларов за тонну до 3800. Сейчас рынок немного успокоился, но нет уверенности в том, что это будет долгосрочной тенденцией.

Продовольственные вопросы

Поднимается в цене сельскохозяйственная продукция. Так как Россия и Украина являются крупнейшими экспортерами зерновых, стоимость, в частности, пшеницы существенно выросла. Если в первой половине февраля прошлого года она была в районе 8 долларов за бушель (около 27 кг), то потом доходила до 11–15. 

Подобная ситуация наблюдается и с кукурузой, подсолнечником и другими культурами. Цены выросли и на удобрения. А их крупнейшими поставщиками являются, в частности, Беларусь и Россия. Введенные против нас санкции также повлияли на турбулентность этого глобального рынка. 

По данным Евростата, в целом цены на сельскохозяйственную продукцию в Евросоюзе в прошлом году выросли на 24 %. Больше всего на зерновые культуры (45 %), яйца (43 %), молочку (31 %). 

Подорожание топлива и электроэнергии в первую очередь бьет по карманам рядового населения. При полном эмбарго для газа и нефти может остановиться химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, а в ЕС около 40 % всего импорта газа приходилось на Россию. 

Евросоюз пытается найти альтернативные пути для поставок газа из стран Ближнего Востока, Африки и Америки. Однако для того чтобы полностью заместить российское голубое топливо, потребуются не один год и строительство новых терминалов для приема сжиженного газа. Существенный удар такие перемены могут нанести в первую очередь по бедным и развивающимся государствам: рост цен на энергоресурсы и продукты питания сможет и без того нестабильные регионы планеты погрузить в вой­ны.

Логистика под угрозой

Сложным остается положение и у некоторых постсоветских стран. Здесь межгосударственные связи традиционно очень значительны. Даже Казахстан, богатый на природные ресурсы, зависит от российского импорта на 35 % и от российского экспорта на 10 %. 

Помимо роста цен на ресурсы и дефицита в некоторых отраслях, узким местом в экономиках стран СНГ становится логистика поставок, ведь Украина является важнейшим сухопутным транспортным хабом из Азии в Европу, а порты на Черном море сейчас не могут нормально функционировать. Сказываются и запреты для России и Беларуси на полеты над европейской территорией, вынуждая авиаперевозчиков корректировать свои маршруты, что ведет в итоге к удорожанию товаров, билетов и туристических услуг. 

Перечислять последствия военных действий в Украине можно еще долго. Это и миграционный кризис, и увеличение военных расходов многих стран — все это отражается на уровне жизни рядовых налогоплательщиков. То, что происходит у наших южных соседей, может привести к необратимым последствиям для всей мировой экономики, ведь, как оказалось, последствия подобных потрясений доходят даже до самых отдаленных уголков планеты.

Голод шагает по миру 

Международные организации уже предостерегают, что нехватка продовольствия угрожает пятой части мира и миллионы человек могут оказаться на грани голода. 

Недоступность продуктов является причиной беспорядков в таких странах, как Перу и Шри-Ланка. И это несмотря на то, что они напрямую никак не связаны ни с Украиной, ни с Россией! Все ключевые торгово-экономические цепочки в мире были давно взаимосвязаны. И эксперты прогнозируют, что самыми неспокойными регионами могут стать Ближний Восток и некоторые африканские страны. Например, мало того что такая страна, как Египет, более 80 % пшеницы импортирует из России и Украины, туристический зарубежный поток формирует значительную долю ВВП этого государства, а он закономерно сокращается.

Негативное влияние 

Мировую экономику в 2023 году ждут самые медленные темпы роста за последние десятилетия, если не считать периода финансового кризиса 2007—2008 годов и пика пандемии COVID-19, отмечают эксперты ООН. По их оценкам, рост мировой экономики в этом году замедлится до 1,9 %, тогда как в 2022-м он составил 3 %. 

В последние годы на нашу планету продолжают обрушиваться различные бедствия, кризисы. Негативное влияние данных факторов на мировую экономику в 2023 году только усилится. Экономический рост в США в этом году может составить всего 0,4 % (в 2022-м — 1,8 %). Экономические перспективы Европы также оставляют желать лучшего: рост ВВП Евросоюза может составить всего 0,1 %. Замедление роста может коснуться и стран СНГ. Согласно прогнозу, в 2023 году их совокупный ВВП может сократиться на 1 % по сравнению с прошлым годом.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter