В стоимости многих бытовых услуг большую часть составляют материалы. Таким наблюдением поделилась начальник отдела организации и развития бытовых и гостиничных услуг Главного управления потребительского рынка Мингорисполкома Анастасия Макарская.
Для примера специалист привела парикмахерские услуги:
—Основную часть в них занимают покупные материалы, процентов 30 — зарплата мастера, а остальное — рентабельность плюс расходы на аренду помещения — в основном в сфере занят мелкий частный бизнес. Раз рентабельность небольшая, говорить о высоких зарплатах не приходится. Так всегда было. Услуги населению в принципе не могут быть высокорентабельными, иначе они будут недоступными и непопулярными. Или вот услуги СТО: две трети их стоимости — это стоимость запчастей.
Консультант управления социальной сферы и услуг Министерства антимонопольного регулирования и торговли Максим Прудников отметил еще один аспект, влияющий на ценообразование на рынке. Так, конкуренцию мелкому бизнесу составляют самозанятые, которые вправе без регистрации ИП оказывать ряд услуг. Из-за того, что ряд граф расходов у них отсутствует, они могут предложить цену ниже, чем частники.
Кстати, о ценах. Анастасия Макарская отметила, что в подведомственных ГУПР Мингорисполкома объектах бытового обслуживания в прошлом году цены выросли в пределах инфляции. Разве что на услуги по изготовлению ювелирных изделий и услуги по стирке и глажению белья выросли до 10 процентов.
К слову, сегодня в Беларуси отмечается День работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства.