Почему Александра Сокурова “прокатили” в Венеции?

Львиная воля

Неожиданными итогами завершился в этом году 72-й Венецианский кинофестиваль. Как будто форуму надоело быть предсказуемым и лояльным, безмятежным островком благополучного буржуазного искусства, где всегда имели значение “родословная” режиссера, а также его предыдущие заслуги и репутация в кинематографическом истеблишменте. “Золотого льва” получил режиссер из Венесуэлы Лоренцо Вигас за психологическую драму “Издалека”. Такой выбор сделало жюри под руководством Альфонсо Куарона, лауреата премии “Оскар” за нашумевшую картину “Гравитация”. “Серебряный лев” достался аргентинцу Пабло Траперо за ленту “Клан”. Таким образом, после Ирана, Китая и Турции впервые за долгие годы громко заявил о себе кинематограф Латинской Америки. Все же после картин Алехандро Гонсалеса Иньярриту (“Сука-любовь”, “Вавилон”), перебравшегося в Голливуд и покорившего Американскую киноакадемию трагикомедией “Бердмен”, этот регион большими кинематографическими открытиями похвастаться не мог. И вот это случилось.

Чтобы баланс был соблюден, актерские призы остались в Европе. Лучшими актерами признали Фабриса Лукини за картину “Горностай” и итальянку Валерию Голино за драму “Анна”.



Но, пожалуй, главный скандал этого года связан с тем, что новый фильм Александра Сокурова “Франкофония”, до последнего числившийся в фаворитах Венецианского кинофестиваля, действительно тепло принятый и критикой, и зрителями, остался без призов. Картина получила лишь награду Федерации европейских и средиземноморских критиков. Ее можно рассматривать как утешительную. Случай с Сокуровым довольно показателен, на мой взгляд, и подтверждает только одну простую истину: все имеет свои пределы, в том числе и любовь европейских интеллектуалов. И слышать Европа, к сожалению, как капризная дама, желает только комплименты...

Когда режиссер несколько лет назад предложил весьма культурную во всех смыслах и изобретательную экранизацию “Фауста”, ее приняли на ура. Там, что называется, автор не переходил на личности, а рассуждал о человеческой природе, соблазне и искушении строго в координатах одноименной поэмы Гёте. Когда же решился обратиться к конкретному историческому периоду, поднял документы и хронику, вывел на передний план реально существовавших исторических персонажей, это понравилось не всем. Ведь “Франкофония” рассказывает о спасении ценностей Лувра во время немецкой оккупации 1941 года и обо всем, что за ней стояло. В картине по воле режиссера появляется даже Наполеон... В своем размахе лента перекликается с другой картиной Сокурова “Русский ковчег”, посвященной Эрмитажу.

Скользкая тема “Франкофонии” Европу насторожила. Говорят, именно из-за беспристрастного и простодушного взгляда в свое время картину не взяли на конкурс Каннского кинофестиваля. Мол, слишком много берет на себя этот Сокуров. Еще и нас решил поучать.

Вышло довольно забавно. Европейские кинофестивали в бесконечном количестве готовы поощрять различную кинематографическую “чернуху” о социальном дне и человеческих бедах стран Восточной Европы или Латинской Америки, но оказались совершенно не готовы принять взгляд иностранца о себе. А тут еще и “несвоевременные мысли” Александра Сокурова о ситуации вокруг мигрантов в Европе, о разнице христианской и мусульманской цивилизаций.

...После объявления результатов в одном из интервью режиссер высказался так: “Этот фестиваль открыл мне сторону Европы, какой я не знал. Я видел страх. У журналистов, у коллег. Страх перед серьезными вопросами. И все мои представления о пространстве для открытой демократической дискуссии оказались разрушены. Все боятся корневых вопросов, боятся нарушить то, что называют политкорректностью”.

В любом случае скандал сработал на независимый имидж режиссера. А “Франкофония” уже поехала на следующий фестиваль — в Торонто. Художник свободен в своих мыслях. Может быть, именно тогда, когда он перестает мыслить свободно, он и заканчивается как художник.

pepel@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter