Чтобы баланс был соблюден, актерские призы остались в Европе. Лучшими актерами признали Фабриса Лукини за картину “Горностай” и итальянку Валерию Голино за драму “Анна”.
Но, пожалуй, главный скандал этого года связан с тем, что новый фильм Александра Сокурова “Франкофония”, до последнего числившийся в фаворитах Венецианского кинофестиваля, действительно тепло принятый и критикой, и зрителями, остался без призов. Картина получила лишь награду Федерации европейских и средиземноморских критиков. Ее можно рассматривать как утешительную. Случай с Сокуровым довольно показателен, на мой взгляд, и подтверждает только одну простую истину: все имеет свои пределы, в том числе и любовь европейских интеллектуалов. И слышать Европа, к сожалению, как капризная дама, желает только комплименты...
Когда режиссер несколько лет назад предложил весьма культурную во всех смыслах и изобретательную экранизацию “Фауста”, ее приняли на ура. Там, что называется, автор не переходил на личности, а рассуждал о человеческой природе, соблазне и искушении строго в координатах одноименной поэмы Гёте. Когда же решился обратиться к конкретному историческому периоду, поднял документы и хронику, вывел на передний план реально существовавших исторических персонажей, это понравилось не всем. Ведь “Франкофония” рассказывает о спасении ценностей Лувра во время немецкой оккупации 1941 года и обо всем, что за ней стояло. В картине по воле режиссера появляется даже Наполеон... В своем размахе лента перекликается с другой картиной Сокурова “Русский ковчег”, посвященной Эрмитажу.
Скользкая тема “Франкофонии” Европу насторожила. Говорят, именно из-за беспристрастного и простодушного взгляда в свое время картину не взяли на конкурс Каннского кинофестиваля. Мол, слишком много берет на себя этот Сокуров. Еще и нас решил поучать.
Вышло довольно забавно. Европейские кинофестивали в бесконечном количестве готовы поощрять различную кинематографическую “чернуху” о социальном дне и человеческих бедах стран Восточной Европы или Латинской Америки, но оказались совершенно не готовы принять взгляд иностранца о себе. А тут еще и “несвоевременные мысли” Александра Сокурова о ситуации вокруг мигрантов в Европе, о разнице христианской и мусульманской цивилизаций.
...После объявления результатов в одном из интервью режиссер высказался так: “Этот фестиваль открыл мне сторону Европы, какой я не знал. Я видел страх. У журналистов, у коллег. Страх перед серьезными вопросами. И все мои представления о пространстве для открытой демократической дискуссии оказались разрушены. Все боятся корневых вопросов, боятся нарушить то, что называют политкорректностью”.
В любом случае скандал сработал на независимый имидж режиссера. А “Франкофония” уже поехала на следующий фестиваль — в Торонто. Художник свободен в своих мыслях. Может быть, именно тогда, когда он перестает мыслить свободно, он и заканчивается как художник.
pepel@sb.by