Передать посылку в другой город? Можно. Легко и быстро. Об этом знают сотни людей, которые пользуются популярным нынче способом отправки корреспонденции автобусами и маршрутками. Насколько это законно и безопасно, разбиралась корреспондент «Р».
Вживаемся в роль «передатчиков».
Из точки А в точку Б
Постоянно бывая в командировках, вижу, насколько сегодня востребованы услуги челноков, в роли которых выступают многочисленные автобусы и маршрутки. Иногда при посадке водители намеренно запрещают занимать места в передней части салона — они загружены многочисленными пакетами, коробками, сумками, банками. «Клиенты» подходят на автостанциях и вокзалах — прямо к дверце шофера. Отдают денежку и груз. Цены, как я поняла, все знают — они действуют «по умолчанию». Для небольшой посылки максимум — половина стоимости пассажирского билета.
Что там, в таинственных передачах? Никто этого не знает. Согласитесь: никто не даст гарантию, что по дороге из чьей-нибудь посылочки не выползет, скажем, змея, не улетучится какой-либо вредный газ или не рассыплется опасный ядохимикат. Что-то может разлиться, что-то — воспламениться… А еще это «что-то», не дай бог, может и взорваться. И определить, кто конкретно передал посылку, вряд ли удастся — водитель больше смотрит на достоинство передаваемой ему банкноты, чем на лицо человека.
Готовим груз-наживку
…О совместном рейде со специалистами филиала Транспортной инспекции по Витебской области мы договорились заранее. А пока передо мной стоит задача: приготовить посылку. Такую, которая определенно могла бы вызвать подозрение у тех, кто ее примет для последующей перевозки.
Как назло, дома ничего лишнего и тяжелого нет. Приходится экспериментировать. Беру коробку из-под обуви. Наливаю бутылку воды и укладываю, как младенца, со всех сторон подперев бумагой и поролоном. Замечательно — бутылка почти не двигается. Поверх нее трамбую пакет с солью. Имитирую опасный порошок и жидкость. Коробку — в черный полиэтилен. Все это густо обматываю скотчем. Готово! В руках чувствуется, как внутри что-то переливается и пересыпается... То, что надо. На вид посылочка весьма подозрительна. Заметят ли это «почтальоны»? Пока едем к автовокзалу Витебска, мои старания оценивают специалисты отдела контроля транспортной инспекции Олег Кошельков и Эдуард Константинов. Осмотрев внешний вид и подержав груз в руках, выставляют «пять баллов». К автовокзалу близко не суемся — машина служебная, с обозначениями.
Посылка-наживка весьма подозрительна на вид.
Бесплатный сыр — в мышеловке
Пока мои коллеги по рейду ждут сигнала в машине, я иду на посадочную платформу. Выступать в роли передатчика мне проще — вдруг инспекторов кто-нибудь узнает в лицо? Везет. В 9.30 по разным маршрутам отправляется сразу несколько автобусов. С озадаченным видом подбегаю к дверце микроавтобуса, где как раз идет посадка на Оршу. Водитель по моей просьбе приоткрывает дверцу и сразу бросает взгляд на посылочку. Дело-то привычное. Передадите? Передам. И протягивает руку. Я не тороплюсь избавляться от своей «драгоценности». Меня интересуют еще два вопроса: сколько это будет стоить и когда прибытие в Оршу? Шофер, еще раз глянув на небольшие размеры посылки, успокаивает:
— Рубля три. А прибываю где-то в одиннадцать.
Меня как бы цена устраивает, но время… Делаю вид, что кому-то звоню и консультируюсь: успеет ли человек к этому времени встретить перевозчика? Мой «человек», похоже, не успевает, и я, все так же «разговаривая» по телефону, отхожу в сторонку. Тем более что дальше, метрах в тридцати, полным ходом идет посадка на Сенно. Автобус забит до отказа. Водитель сам проверяет у пассажиров билеты и потому занят. Терпеливо жду, пока освободится. Как только дверь за последним пассажиром захлопывается, открывается водительская: чего хотите? Ну, конечно же, посылочку передать… И этого товарища тоже вовсе не интересует, что я собираюсь ему всучить. Зато по цене снисходителен, тем более что до Сенно всего 60 километров:
— Рубль заплатите и ладно. На месте буду в 10.50.
Ан нет, меня это время тоже как-то не устраивает… И я, уже изрядно засветившись на перроне, вызываю группу поддержки.
Теперь роль передатчика примеряет Олег Кошельков. Первый блин комом — идем к микроавтобусу, где написано: «Витебск — Старое Село». Да, совсем недалеко, пригород, но все же… Водитель разочаровывает: он бы, конечно, посылку взял. Вот только едет до Летцев. А там еще порядочно топать до Села… Нам, по мнению собеседника, лучше обратиться к его коллегам — нужный рейс будет с минуты на минуту.
Ждать тот самый рейс не стали: появился более лакомый кусок — микроавтобус на Минск. Водитель к подобным просьбам привычен, но слегка занят. И нам, и женщине с двумя пакетами в руках машет: подождите! Разговаривает по телефону. Первой его внимания добивается женщина — ей нужно доехать до перекрестка на Бешенковичи. Можно? Шофер озирается на салон: вроде бы свободные места есть, но в кассу не посылает — подождите, мол, решим на месте. Та ждет. А мы тут как тут со своей бандеролью. Нет проблем — доставит в лучшем виде. Около двух часов дня передача будет в Минске. Всего-навсего за 5 рублей.
До Орши посылку довезут за 3 рубля.
Конкуренция и здесь
Что же, вроде картина ясная. Из четырех водителей общественного транспорта только один отказался взять нашу посылку, да и то из-за того, что маршруты не совпали. Никого не заинтересовало ее содержимое. Обсуждая проблему, идем к железнодорожному вокзалу — там нас ждет Эдуард Константинов. Но на стоянке опять замечаем цель — коммерческая маршрутка «Полоцкий экспресс» с минскими номерами по маршруту Полоцк — Минск добирает пассажиров. Спешим всучить посылку. Та же картина — берут без проблем и даже делают скидку по сравнению с предыдущим перевозчиком. Груз доставят всего за 3 рубля. Как вы догадались, и тут нас опять «не устраивает» время прибытия.
На сегодня рейд закончен. Я иду к мусорной урне у скамеечки на остановке. Выбрасываю перемотанный скотчем черный сверток. Но потом, уже сидя в машине, вдруг начинаю остерегаться: как бы пассажиры, ожидающие троллейбусы и автобусы, не подняли переполох. Неизвестный бесхозный, хорошо упакованный предмет — есть все поводы насторожиться и сделать звонок на 102... С целью предупреждения скандала часа через два звоню в УВД и объясняю ситуацию. Увы, я была слишком наивна — никаких сигналов о подозрительных предметах в этот день вообще принято не было.
Одним словом, мы полностью спокойны. И беспечны... Кстати, заместитель генерального директора ОАО «Витебскоблавтотранс» Сергей Залесский утверждает: рейды по выявлению челноков проводятся в организации регулярно, но искоренить подпольный бизнес очень сложно:
— Пытаемся даже по спутниковой навигации отслеживать маршрутки, прибывающие, скажем, из Минска. Но сарафанное радио действует мгновенно, и водители умудряются сбросить нелегальный груз еще по дороге к вокзалу. В ближайшее время активизируем данную работу.
К СВЕДЕНИЮ
Правилами пассажирских перевозок водители транспортных средств обязаны не допускать нахождения в салоне вещей, не принадлежащих пассажирам и членам экипажа. Соответствующий пункт внесен также в рабочие инструкции и трудовые договоры с водителями.
a_veresk@mail.ru
Эксперимент: четверо из пяти водителей маршруток согласились перевезти подозрительную посылку
Ложный посыл
Почему водители общественного транспорта превращаются в челноков?
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.