Белорусский футбол вышел на путь кардинальных реформ

Лови момент!

Нынешний сезон в чемпионате Беларуси с полным основанием можно назвать переломным по многим параметрам. Идет своеобразная перестройка, наступает новое время. В АБФФ при всесторонней поддержке Министерства спорта решились на реформы, и первенство наконец перестало просто плыть по течению, стало меняться и приобретать новые симпатичные черты. Задача стоит непростая, но понятная — вывести белорусский футбол из глубокого кризиса. Дело это не одного года, но начало положено — введены потолок зарплат и лимит на молодых игроков, которые уже стали приносить видимые результаты. Однако это — только начало.

Фото  БЕЛТА

Реформы, как Восток, — они дело тонкое. Тут важно все продумать, чтобы не наломать дров, но и стесняться решительных шагов нельзя, иначе так ничего и не сделаешь. Некоторые горячие головы, например, предлагают сократить количество команд в высшей лиге едва ли не на половину — дескать, не хватает футболистов. Но во-первых, глупо рассчитывать увеличить урожай, сокращая посевные площади. А во-вторых, сокращение первенства до восьми команд просто убьет футбол в регионах, потому что элитный дивизион в таком случае превратится по сути в чемпионат Минска и Минской области. К слову, засилье команд в столичном регионе — одна из тех проблем, которую тоже необходимо решать в самое ближайшее время.

Минск — не Лондон, где Премьер-лигу представляют сразу пять элитных клубов и у каждого — владелец-миллиардер, который денег на содержание не считает. И не Москва (четыре команды в высшем российском дивизионе), в которой сконцентрированы глобальные финансовые потоки, а население агломерации — 18 миллионов человек, почти две Беларуси! Если и брать нам с кого-то пример, то почему бы не с Бельгии (первый номер мирового рейтинга!)? Население ее сопоставимо с Беларусью, а высшая лига, как и у нас, представлена 16 клубами. Разница лишь в том, что все они гармонично рассеяны по территории страны, а детско-юношеские школы работают по единой системе и их функционированию уделяется колоссальное внимание. А ведь это и есть та брешь, через которую трюм белорусского футбольного корабля залило водой по самую ватерлинию! Об этом главенствующем направлении в развитии футбола все годы у нас очень много говорили, но, к сожалению, столь же мало делали.

Ведущие роли в ФК «Минск» играют не собственные воспитанники, а легионеры. Майкла Лопеса привезли аж из Аргентины.
vk.com/minsk1954

Минское «Динамо» и «Энерге­тик-БГУ», «Минск» и «Ислочь»… Клубов высшей лиги, приписанных к столице, явный перебор. А если учесть, что очень многие игроки (почти все!) таких дружин, как «Торпедо-­БЕЛАЗ», «Шахтер», БАТЭ и «Слуцк», тоже имеют прямую связь с минским регионом и Минском, то перекос и вовсе видится катастрофическим. Спортивный принцип, конечно, никто не отменял, но важно, чтобы условия функционирования каждого клуба были: а) равными, б) подчинялись единой системе, в) целенаправленно работали на развитие футбола в Беларуси, а не только на собственный карман. А так получается, увы, далеко не всегда. 

Можно ли, к примеру, назвать продуктивной работу «Энергетика-БГУ»? Да, Джасурбек Яхшибоев и Шахбоз Умаров в прошлом сезоне сделали себе имя, выступая именно в составе минчан. И безусловно, прибавили в мастерстве. Но где в этой схеме белорусский футбол? И наша национальная сборная? Узбекистан, чье гражданство у футболистов, может сказать «Энергетику» спасибо. А есть ли среди воспитанников белорусы, кто столь же громко заявил о себе? Вот и в матче последнего тура против «Слуцка» победу «студентам» принес гол 20-летнего казаха Бакдаулета Зульфикарова. Впрочем, «Энергетик» — это школа локальная. Гораздо более глобальным видится вопрос оптимизации существования в новых условиях клуба «Минск». Фактически — монополиста столичной футбольной ­инфраструктуры. 

На футбольной карте страны ФК «Минск» возник в 2006 году на базе известной школы «Смена». Та свое существование полностью оправдывала: готовила молодежь и выпускала ее в большое плавание. А обкатку юные таланты проходили в двух командах, которые значились в структурном подразделении — в первой и второй лигах. Что выглядело вполне логично. Из «Минска» же возжелали сделать большой проект профессионального клуба, который имел бы свою школу с группами подготовки всех возрастов, несколько команд, воспитывал бы футболистов, пропускал их через сито своей системы, добивался побед их силами сам и продавал бы в другие команды, тем самым пополняя и формируя свой бюджет. На бумаге все выглядело прекрасно. Планы были наполеоновские. Но удалось ли их достичь?
Начнем с того, что за годы существования «Минск» так и не сумел найти свою нишу в белорусском футболе. Не обзавелся преданными многочисленными болельщиками, не приобрел популярности, не достиг высоких результатов.
Олдскульные фанаты до сих пор считают этот клуб созданием искусственным, почти аппендиксом, потому что футбол в Минске до сих пор ассоциируется прежде всего с «Динамо» и «Торпедо» — командами с большой историей и глубокими традициями, имеющими свою публику. Даже МТЗ-РИПО в свое время был куда более раскручен с точки зрения популярности, чем «горожане» (к слову, в Москве создание одноименного клуба тоже закончилось крахом — публика искусственно созданный коллектив просто отторгла). При этом именно на балансе ФК «Минск» сегодня находится лучшая футбольная инфраструктура страны, начиная с полей Академии футбола в Дроздах, базы на Маяковского, стадионов «Торпедо» и «Трактор» и многого другого. Казалось бы, развивай футбол, привлекай детей к тренировкам, открывай новые ДЮСШ и используй те, что оказались в твоем распоряжении! Но «Минску» в силу разных обстоятельств этого, увы, сделать не удалось.

Макс Эбонг — один из тех молодых дарований, кто должен помочь белорусскому футболу подняться с колен. 
Фото Рейтер

На «Торпедо» и «Тракторе» футбольных школ, например, нет вообще. Для таких районов, как автозавод и тракторный завод, — случай вопиющий. Это как если бы в Манчестере детям негде было постигать азы футбола — парадокс! Рабочие районы во все времена давали большой приток спортивной молодежи. А есть еще в этом списке и стадион ФК «Минск» — бывший «Камвольщик», что на улице Маяковского. До реконструкции арены там базировалась школа ДЮСШ-5, весьма продуктивно работавшая с талантами. На время ремонтных работ ее расформировали, обещая вернуть все на свои места, как только последняя цементная пыль будет убрана с беговых дорожек стадиона. Вернули? Нет! По сути, вместо того чтобы создавать и генерировать новое, не уберегли даже то, что уже было и успешно работало. 
На шикарных полях школы ФК «Минск», что в Дроздах, занимается много детишек. Не мудрено, на такие условия руководство может переманить любой талант — хоть из столицы, хоть из другого региона страны. Но переходит ли количество в качество? Факты говорят об обратном.
В чемпионате лицензирования АБФФ от «Минска», например, принимает участие всего одна команда. А где остальные? К чему готовятся? Зачем ездят на турниры? В том числе и за рубеж. А ведь на такие поездки и родители приличные кровные деньги выделяют, и государство не остается в стороне. Получается такая утруска и усушка, что почти от десятка младших команд на входе остается одна старшего возраста на выходе! Да и в ней белорусских де Брюйне и Азара пока, увы, днем с огнем сыскать не удалось. Неужели нет талантов? Или просто не умеем их искать и готовить? 

Годовой бюджет сезона-2021 на всю структуру ФК «Минск» — почти 15 миллионов рублей. Хозяйство большое, а на профессиональный клуб уходит огромная доля средств. ФК — дорогая игрушка, требующая внушительных затрат. В том числе и зарплатных, несмотря на то что с этого года АБФФ и Министерство спорта активно продавливают стратегически важную идею потолка зарплат. Деньги любят счет и должны приносить результат, а каковы успехи ФК «Минск»? Команда стала чемпионом страны или ходит в фаворитах? Нет. Сколько раз удалось подняться на пьедестал? Один — бронза сезона-2010. Удалось ли завоевать хоть какой-то авторитет и репутацию в Европе? Нет. А ведь если подсчитать, сколько средств в клубе было проедено (читай — потрачено на зарплаты игрокам) за все время существования коллектива, то набежит поистине астрономическая сумма! Логичный вопрос: на кого тратили? Обидно, что в составе клуба при таких шикарных организационных возможностях до сих пор на поле выходят лишь считаные единицы собственных воспитанников. Им попросту не давали дорогу и шансов на реализацию, делая ставку на возрастных игроков, приглашенных из других клубов, и легионеров среднего уровня. Зачем? Чтобы занимать в чемпионате 10—­12-е места? Вот и нынче в составе «Минска» играют даже легионеры из Уругвая и Аргентины, а тренирует команду российский специалист, главное достижение которого — победа в первенстве коллективов, представляющих аэропорты. В турнирной таблице первенства Беларуси «Минск» идет на 10-м месте. Это и есть предел мечтаний и главная цель существования столичного клуба-монополиста?

Радость первой победы. Главная задача — сделать так, чтобы она не оказалась последней. 
dinamo-minsk.by

А теперь представьте, что долгие годы вместо бесполезных трат на легионеров и закрытие кучерявых зарплатных ведомостей средства шли бы на создание ДЮСШ по всему городу, их формирование, существование, усовершенствование инфраструктуры и поощрение детских тренеров, привлечение новых кадров на этот фронт из числа закончивших карьеры футболистов, приглашение опытных специалистов из-за рубежа для мастер-классов и так далее и тому подобное. Вместо команды в высшей лиге, которая явно не оправдала своего предназначения, можно было бы создать два коллектива в низших дивизионах — во втором и первом (без права выхода в элиту) и ввести негласное правило: играть только своими ребятами! Принесло бы это пользу белорусскому футболу? Вопрос риторический. 

Только за последнее время из Солигорска, у которого в начале 2000-х из всей инфраструктуры был только полуразвалившийся стадион «Строитель», выпорхнули в большой футбольный свет Денис Поляков, Макс Эбонг, Юрий Ковалев, Виталий Лисакович… Там их поставили на крыло, перепродали в богатые клубы и получили серьезную компенсацию. Знаменитая динамовская школа в Минске, которая ютилась почти в барачных условиях, а занятия проходили на асфальтовом поле, и вовсе рождала такие бриллианты, как Валентин Белькевич и Александр Хацкевич, Александр Глеб и десятки других. Из «Минска» тоже выпустилось немало игроков, их продолжают призывать в юношеские сборные, но кто из них сумел достичь более или менее серьезных результатов? За кого удалось выручить солидную компенсацию, хоть отчасти покрывающую затраты и многолетние дотации на становление каждого воспитанника? Зимой продали 19-летнего Дмитрия Прищепу в самарские «Крылья Советов». С одной стороны, неплохо. А с другой — считай, отдали даром. Это как вывозить из страны высококачественный лес-кругляк — сбыть по бросовой цене, и лепите из него сами что хотите. А может, стоило с парнем еще поработать? Грамотно подвести к составу, пару лет подождать, заиграть за нацио­нальную сборную (талант позволяет), а уж потом продавать. Раз в 10 дороже. И сборной выгода, и бюджету наполнение.

Очевидно, что «Минск» с его перспективами и возможностями должен работать как-то иначе. Как именно, предстоит решить, но отдача обязана быть гораздо большей. Результатов в чемпионате страны достичь не удалось, и вопрос, столь ли необходим профессио­нальный клуб «Минск» в высшей лиге или целесо­образнее перевести его в режим работы ФШМ и сконцентрировать усилия исключительно на этом, отнюдь не праздный. Для того чтобы вывести белорусский футбол из кризиса, присмотреться нужно к работе всех подразделений. А уж таких глобальных, как ФК «Минск», — в первую очередь.

Тяжело на тренировке, легко в игре!
Фото Татьяны Столяровой

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter