Достойный результат
— Александр Григорьевич, планируя 2021 год, вы ожидали, что закончите его с достигнутыми результатами?— И да и нет. Мы точно знали, что превзойдем показатели 2020 года, но не ожидали, что биржевой товарооборот впервые в истории нашего предприятия достигнет 9,4 миллиарда рублей. В нашу пользу сыграло сразу несколько факторов. Прежде всего это благоприятная ценовая конъюнктура на основные товарные позиции, представленные на биржевой площадке. Например, экспортные котировки на самые востребованные виды пиломатериалов выросли в полтора-два раза, а рапсовое масло, свекловичный жом и меласса подорожали на 35—40 процентов. Аналогичная динамика наблюдалась и по сухому молоку, сливочному маслу, мясу и другим экспортным позициям. Все это позволило нам на 67 процентов нарастить стоимостные объемы поставок на внешние рынки. Впрочем, биржевые продажи выросли и в натуральном выражении. Этому в том числе поспособствовало расширение круга участников биржевых торгов из Беларуси и из-за рубежа. За прошлый год к нам пришли 2700 новых компаний, 600 из которых — нерезиденты Республики Беларусь. Ну и третьим ключевым фактором, который положительно повлиял на развитие биржевого товарного рынка, стала проведенная нами работа по совершенствованию клиентского сервиса и повышению качества услуг. В частности, мы максимально упростили и сделали бесплатным вход на биржевую площадку, оптимизировали программное обеспечение, внедрили новые средства коммуникации с клиентами, создали комплексную систему обучения навыкам биржевой торговли, повысили эффективность работы механизма сопровождения сделок. Поэтому результаты прошлого года можно считать неожиданными лишь частично. Все-таки на 90 процентов — это отражение правильно выбранной стратегии развития.
— Многие сетуют на пандемию, что она негативно отразилась на различных бизнесах. Можно ли сказать, что пандемия пошла БУТБ на пользу?
— Говорят: то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Вот и биржа в условиях пандемии, образно выражаясь, закалилась, накачала мускулы, устранила «узкие места» и в целом стала работать значительно эффективнее. Так что в этом смысле коронакризис действительно пошел нам на пользу. Вместе с тем, на мой взгляд, гораздо важнее польза, которую биржа принесла отечественным предприятиям и организациям, поверившим в биржевой механизм и сделавшим его неотъемлемой частью своей деятельности. Здесь нам определенно есть чем гордиться. По итогам 2021 года белорусские участники торгов получили экономический эффект в размере 640 миллионов рублей. В эту сумму входят дополнительная выручка экспортеров (они благодаря бирже смогли дороже продать свои товары) и средства, сэкономленные белорусскими производителями, закупавшими на торгах сырье, материалы и другую продукцию. Иными словами, все плюсы, которые биржа извлекла из пандемии, мы постарались транслировать на наших клиентов. Результаты говорят сами за себя.
За прошлый год на БУТБ пришли 2,7 тысячи новых компаний, 600 из которых – нерезиденты Республики Беларусь.
Ощутимый эффект
— Не секрет, что в прошлом году биржа начала торговать новыми позициями. В частности, площадку БУТБ использовали для реализации нефтехимической продукции. Насколько успешным оказался старт, какие еще товарные позиции появились в копилке биржи?— Новые товарные позиции появляются на бирже постоянно. Наиболее динамично в этом плане развивается наша площадка промышленных и потребительских товаров. За прошлый год ассортимент расширился примерно на четверть. В частности, добавились фрукты и ягоды, мороженое, новогодние украшения, заготовки для банковских карт и многое другое. Тем не менее в этом году мы планируем сосредоточиться на проработке магистральных товарных направлений, которые мы обозначили для себя в 2021 году. Среди них упомянутая вами торговля нефтепродуктами, а также торги цементом и плодоовощной продукцией на внутренний рынок и на экспорт. Каждое из этих направлений имеет достаточный потенциал, чтобы стать новым драйвером роста белорусского биржевого товарного рынка. А вообще мы стремимся развиваться как экстенсивно, так и интенсивно. Поэтому параллельно с расширением перечня биржевых товаров мы глубже прорабатываем уже имеющиеся товарные позиции. Яркий пример — средства защиты растений и ветпрепараты. Долгое время потенциал этих товаров оставался нераскрытым, но стоило нам привлечь на биржевую площадку крупных продавцов и покупателей и провести информационную кампанию среди основных игроков этого рынка, как сумма сделок выросла в разы.
— В чем основное преимущество биржи и как это преимущество отразилось на белорусских предприятиях?
— В принципе, основное преимущество биржи емко сформулировано в ее слогане: «Будь с нами — торгуй со всем миром». С одной стороны, это призыв к действию, а с другой — обещание, которое мы даем каждому клиенту. И пусть на карте биржевой торговли еще встречаются неосвоенные участки, мы из года в год планомерно окрашиваем их в наш корпоративный зеленый цвет. Только за прошлый год у нас аккредитовались компании из пяти новых стран: Бразилии, Гибралтара, Пакистана, Южной Кореи и Японии, а в январе этого года на биржевую площадку пришла первая компания из Индии. Все это перспективные рынки сбыта белорусских товаров, а биржа выступает здесь как элемент товаропроводящей сети, обеспечивая отечественных экспортеров всеми необходимыми инструментами для эффективной реализации их продукции за рубеж. При этом речь идет не только о субъектах малого и среднего бизнеса (им биржа, по сути, заменяет отдел маркетинга), но и о крупных предприятиях, выпускающих экспортно ориентированную продукцию. В этой связи можно отметить наше плодотворное сотрудничество с Белорусским металлургическим заводом и Белорусской национальной биотехнологической корпорацией. В первом случае мы предоставили флагману отечественной металлургической отрасли альтернативный канал продаж стальной арматуры в Европейский союз, в то время как БНБК с декабря прошлого года регулярно использует биржевую площадку для экспорта кормовых добавок в Российскую Федерацию. Таким образом, преимущество биржи как международной торговой площадки становится конкурентным преимуществом для белорусских компаний-экспортеров.
В рамках интеграционных процессов между Беларусью и Россией прорабатывается вопрос создания «Союзной биржи».
Важный поворот
— В прошлом году БУТБ аккредитовала первую компанию из Пакистана. В ключе выбранной Беларусью стратегии «Поворот в Азию» какую роль может сыграть БУТБ?— Пожалуй, из всех стран Азии самые большие надежды мы возлагаем на Китай. Особенно учитывая, что в прошлом году мы заметно укрепили свои позиции на этом рынке. Во-первых, почти вдвое увеличилось количество китайских компаний, аккредитованных на биржевой площадке. При этом три из них получили статус брокеров и занимаются продвижением белорусской продукции в КНР. Во-вторых, расширился перечень продукции, вовлеченной во взаимную торговлю. Так, если раньше китайских участников торгов интересовали преимущественно белорусские лесоматериалы, то теперь они покупают через биржу продукцию переработки масличных и сахар, а также реализуют в Беларуси изделия из черных металлов. В результате за 2021 год биржевой товарооборот между нашими странами вырос в 3,5 раза. Этому также поспособствовало проведение специальных торговых сессий, ориентированных на китайский рынок, в рамках которых товары выставляются на продажу с доставкой до конечного покупателя. Кроме того, для удобства участников из КНР цены в биржевой торговой системе указываются в китайских юанях. В них же возможно осуществить расчеты по сделкам.
— В рамках углубленной интеграции Беларуси и России планируется ли создание общего товарного рынка?
— В настоящее время в рамках интеграционных процессов между Беларусью и Россией прорабатывается вопрос создания так называемой «Союзной биржи» с участием БУТБ и ключевых российских товарных бирж. С этой целью сформирована межведомственная рабочая группа. Но пока этот проект находится на начальном этапе. И делать сейчас какие-то заявления по этому поводу считаю преждевременным.
Новые товарные позиции появляются на БУТБ постоянно.
Новые возможности
— Какие перспективы есть в развитии транзитных сделок на БУТБ?— Я бы сказал, что это не какие-то эфемерные перспективы, а реальные возможности для увеличения доли данного вида сделок в совокупном товарообороте биржи. Причем для нас это не просто дополнительный источник финансовых поступлений, а важный имиджевый проект. Ведь применение биржевых торгов как механизма страхования рисков — это очевидный знак доверия к белорусской биржевой площадке со стороны компаний-нерезидентов. В некотором смысле это новый этап развития биржевой торговли, когда на экспорт поставляется не товар, а услуга по обеспечению исполнения внешнеторгового контракта. О росте популярности этого направления свидетельствует и расширение перечня товаров, вовлеченных в транзитную торговлю. Теперь предметами транзитных сделок являются стройматериалы, сельхозпродукция, нефтехимия, оборудование, мебель. Уверен, что в нынешнем году этот список пополнится, а за надежностью и гарантиями к нам придут новые компании из Европы, Азии, Африки и других регионов мира.
— Какой прогноз и целевой ориентир для БУТБ на 2022-й?
— Разумеется, планируем двигаться вперед по намеченному пути. А именно: придерживаться курса на клиентоориентированность, совершенствоваться в части технологий и программного обеспечения, развивать внешнеторговый вектор и по мере необходимости расширять номенклатуру биржевых товаров. Уверен, что у нас все получится и по итогам 2022 года мы поднимем планку товарооборота еще выше.
sichevich@sb.by