Ломисоба – праздник мира. В Северной Осетии издревле почитают грузинские традиции

Недавно побывал в Республике Северная Осетия – Алания, стране нартов и легенд, в составе делегации Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС)  под руководством профессора Ольги Васильевой. Меня, уроженца высокогорного Рутульского района Дагестана, горами и этноконфессиональной мозаикой сложно удивить. Однако то, чем  порадовали  нас  гостеприимные  хозяева,  добавило  к  моим  знаниям  о  Кавказе  немало  нового  и  увлекательного.

Неожиданное предложение председателя грузинского национально-культурного общества «Эртоба» («Единство») Роберта Цинделиани приоткрыло интересную страницу культуры – мы попали на местный праздник Ломисоба, который, по давней традиции, отмечает грузинская община Северной Осетии и который  символизирует единство домонотеистических обрядов с христианскими. Уже почти шесть десятков лет этот праздник проходит в Дарьяльском ущелье, у села Балта. По сложившейся традиции праздник Ломисоба отмечается в первую среду после Дня Святой Троицы.
 Праздник служит удивительным примером единения народов. В этот день на празднике царила атмосфера дружелюбия. Звучала колоритная «кавказская» речь со своеобразным мелодичным акцентом, обильными метафорами, элементами гротеска и ни с чем не сравнимым юмором. Говорили на грузинском, осетинском, русском, кабардинском языках. При этом часть диалогов были двуязычными со вспомогательными русскими словами. Обильная трапеза сменилась танцами, весельем. Я убедился, что собравшимся у села Балта людям не нужны переводчики: их отношения скреплены вековой дружбой, многочисленными смешанными браками. Каждая семья, независимо от своей религиозной и национальной принадлежности, жертвует барана и предлагает пироги с сыром. Произнося молитвы, все члены семьи поднимаются к святилищу, зажигают свечи, повязывают ленточки со своими сокровенными  желаниями на священное дерево, танцуют.
Праздник Ломисоба – религиозный, языческий. В своей основе Ломисоба близок празднику святого Хетага у осетин. Подобные праздники сохранились у всех народов Кавказа.
В этом году на торжества по случаю праздника съехались этнические грузины со всех уголков Осетии, осетины, кумыки, кабардинцы, русские. Также гостями на празднике были министр по делам национальностей республики
Т.Касаев, благочинный православных церквей РСО-А протоиерей Владимир Самойленко, штатный клирик владикавказского храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Николай Жуков и алтарник того же храма Георгий Тиникашвили.
Грузинская диаспора Северной Осетии – одна из наиболее многочисленных в республике. Большая ее часть проживает во Владикавказе и в населенных пунктах Балта, Чми, Ларс, расположенных вдоль Военно-Грузинской дороги. Сегодня в Северной Осетии, как и много лет назад в Грузии, ничего не изменилось в проведении праздника Ломисоба. Здесь собрались те, кто чтит этот день и передает традицию из поколения в поколение. И хотя праздник имеет религиозную основу, он несет и глубокую социально значимую идею, объединяя представителей многих этносов республики. Очень жаль, что  не было ни одного представителя СМИ России. Если бы политики чаще посещали такого рода мероприятия, может, учитывались бы местные национальные особенности и  более взвешенными были бы принимаемые решения, не напоминал бы объект военного секретного назначения безлюдный и чистый пограничный пункт Верхний Ларс, не было бы ностальгии у людей, которые в «застойные» советские времена могли поехать в гости к родственникам и друзьям в Тбилиси (дорожные таблички «Тбилиси 200 км», слава богу, еще не сняты). После посещения  этого многонационального праздника мне еще раз в голову пришла мысль, что конфликты на национальной и межконфессиональной основе являются искусственно созданными и развязываются людьми, преследующими свои амбициозные и корыстные цели.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter