В польском информационном пространстве сейчас активно обсуждаются две противоположные по содержанию концепции. Оптимисты (таковых в экспертном сообществе и политическом истеблишменте немало) видят в геополитическом конфликте по вектору Восток — Запад широкие возможности для Польши, пророча ей роль хаба, который будет связывать Балтийское и Черное моря. Причем хабом не только грузовым, но и пассажирским. И рисуют прекрасные планы. Например, о строительстве скоростной железной дороги Варшава — Киев через Львов. И в польскую столицу украинцы смогут попадать всего лишь за несколько часов, а потом уже лететь в любую часть света. Например, в ту же Канаду, в которой сложилась достаточно большая украинская диаспора. Видят перспективы и в организации транспортного коридора по транзиту товаров из Турции и других стран региона Ближнего Востока. Ведь если связать Одессу и Николаев транспортной инфраструктурой с балтийскими гаванями, то можно обеспечить приличный грузопоток. А это и рабочие места, и плата за пользование инфраструктурой, и множество других сопутствующих экономических бонусов.
Будущее заманчивое. Только когда наступит это время прекрасное? Чтобы выстроить транспортные коридоры, фактически заново необходимо и железные дороги построить или коренным образом модернизировать существующие, и инфраструктуру на границе современную создать. Пока на украинском направлении она работает не самым лучшим и оперативным образом, мягко говоря. Сколько на это потребуется средств и времени? Много. Кто будет финансировать эти проекты, тоже не совсем понятно.
Пока же логистическая и транспортная польская отрасль переживает достаточно глубокий кризис и не разделяет оптимизма на далекое будущее. До него многие компании попросту могут не дожить. В коммерческом плане. И дальнобойщики постепенно начинают выходить на протестную тропу. На днях отраслевой портал logistyka.rp.pl опубликовал сообщение об очередной акции: транспортники решили выгнать свои грузовики под стены штаб-квартиры телеканала TVN. Протестующие планируют на неделю занять две крайние полосы улицы Вертнича. Место сбора рядом с офисом телеканала выбрано не случайно: предприниматели требуют гласности в отношении своих проблем. Судя по всему, их сложности не находят большой поддержки в СМИ, так как ключевые проблемы у автомобильных перевозчиков возникли в силу определенной геополитической позиции Польши.
Как объяснил польским журналистам предприниматель Яцек Сокол, из-за закрытия границ перевозчики потеряли восточные рынки. Как белорусский и российский, так и дальше на восток — центральноазиатский. Санкции снизили в целом грузопоток. А на польский рынок ворвались украинские транспортные компании. «Украинские перевозчики предлагают тарифы ниже наших затрат, — объясняет предприниматель. — Именно поэтому мы требуем вернуть «дозволы» на коммерческий транспорт. Перевозки военных грузов и гуманитарной помощи должны продолжаться по существующим правилам, но вся коммерческая деятельность должна регулироваться».
Проявился еще один тренд. С началом конфликта и открытия европейских границ для украинских предпринимателей в Польше было создано несколько тысяч транспортных компаний с украинским капиталом. Справедливости ради чиновники стараются разобраться с демпингом некоторых участников рынка. Под проверку попали уже около 60 компаний. Но чтобы просканировать все подозрительные фирмы, государственным служащим объективно придется потратить десятки лет. Дальнобойщики требуют правительство вмешаться и вернуть регулятивные инструменты. Но власти заняты выборами, и проблемы логистической отрасли их не беспокоят. По крайней мере, достойного диалога между страдающим бизнесом и руководителями страны не складывается. И терпение у автомобильных грузоперевозчиков заканчивается. Некоторым фирмам, которые специализировались на обслуживании восточного направления, уже пришлось продать половину подвижного состава. Но и оставшиеся фуры им загрузить все сложнее. Поэтому дальнобойщики, доведенные до крайности, могут пойти на более масштабные протесты. Что в условиях непростой электоральной кампании и отсутствия ярко выраженного лидера в предвыборной гонке грозит более глубоким социальным кризисом. По крайней мере, та или иная партия может апеллировать к недовольным водителям и использовать их гнев для своих политических целей. Хотя, объективно говоря, польская логистическая отрасль стала жертвой весьма агрессивной внешней политики официальной Варшавы.
volchkov@sb.by