От чего зависит успех патриотического воспитания подрастающих поколений

Личным примером

Уходят последние ветераны Великой Отечественной, а значит, у нынешних школьников уже не будет возможности пообщаться с теми, кто защитил мир от фашизма. Именно поэтому сегодня так важна тема сохранения исторической памяти. Как донести до наших детей правду о том, какой ценой нам досталась независимость? Этот вопрос стоит не только перед государством и школой, но и перед каждым из нас.

Мыслить надо позитивно

«Патриота может воспитать только патриот», — точно заметил Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию в марте этого года.

Но, будем честны, далеко не всякий учитель сегодня годится на роль наставника по патриотическому воспитанию. В этом деле важны не столько педагогическое образование и стаж работы в школе, сколько реальное желание показать подрастающему поколению, какое богатое прошлое у нашего народа, познакомить с примерами героев, доказать, что нам есть чем гордиться и есть что защищать. Человек просто должен любить свою страну, тогда и дети это почувствуют.

К счастью, есть такие люди среди нас. Они с ребятами отправляются в походы по памятным местам, ухаживают за могилами солдат, собирают экспозиции школьных музеев. Воспитывают и словом, и делом — и это дорогого стоит.

Помню, как пару лет назад удалось побывать в музее воинской славы в средней школе № 17 города Борисова. Тут молодежь увлечена сохранением памяти о бесстрашных летчицах 125-го гвардейского Борисовского бомбардировочного авиаполка имени Марии Расковой. При этом руководит музеем учитель… биологии Тамара Холина. Как так вышло? Призвание у человека. Тамара Александровна готова часами рассказывать о судьбах тех, кто освобождал территорию Беларуси в 1944-м. Дети, видя такое отношение к истории родного города, просто следуют ее примеру.

К слову, на недавнем международном форуме «История для будущего. Россия и Беларусь» прозвучала любопытная мысль: воспитание патриотов должно строиться на принципе позитивного отношения к прошлому народа. Это не означает, что какие-то ошибки или темные страницы вычеркиваются. Наоборот, печальный опыт тоже надо знать и признавать. Позитивное отношение — это скорее про искренний интерес и любовь прежде всего к собственному прошлому.

Исторический суверенитет

Еще одна составляющая успеха патриотического воспитания — умение без привлечения сторонней помощи смотреть на свое минувшее. Профессио­налы называют это историческим суверенитетом. В наш век информационных технологий отдельные страны раз за разом пытаются навязать всему миру, в том числе и нам, альтернативный взгляд на то, что когда-то происходило. Чем это все заканчивается, можно увидеть на примере наших соседей, где массово сносят памятники, а преступников превращают в героев.

Именно поэтому так важно, чтобы материалы из расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны доходили до подрастающего поколения.

Взять хотя бы тему населенных пунктов, пострадавших от рук карателей. Их количество, по уточненным данным, увеличилось до 10,5 тысячи. Чтобы осознать всю полноту хатынской трагедии, школьникам необязательно сразу ехать в новый музей под Минском (тем более что экспозиция рассчитана на старшеклассников и взрослых). С ребятами среднего возраста в рамках патриотических занятий можно отправиться в поход в любую из сожженных деревень нашей страны (а такие есть, увы, в каждом районе) — пройтись по местам, где когда-то были улицы, а теперь шумят деревья, прочитать имена невинных жертв на обелиске, представить себе, какими могли бы быть их правнуки… И эта тишина громче любых слов расскажет, через что прошел наш народ в не таком уж и далеком прошлом. А ответ на вопрос «Зачем защищать родную страну?» найдется сам.

Культурный код

Председатель РГОО «Белорусское общество «Знание», генеральный директор Национальной библиотеки Беларуси Вадим Гигин убежден: воспитание молодежи в духе патриотизма — это не только история, но и литература, кино и театр.

В прошлом месяце на экраны вышел фильм «На другом берегу». Весной был организован первый Республиканский театральный фестиваль «Перамога», где коллективы со всей страны представили спектакли о событиях Великой Отечественной.

— Не меньшее влияние имеет и пересмотр школьных программ по литературе, — подчеркивает Вадим Гигин и приводит конкретный пример: — В этом году исполняется 400 лет с момента важного события в формировании белорусского самосознания — Витебского восстания против насаждения униатства. Ему посвящена выдающаяся пьеса «Званы Віцебска» Владимира Короткевича, которая, как мне кажется, была «сознательно» забыта во времена перестройки и лихих 90-х. Между тем писатель этим произведением подчеркивает, что белорусы принадлежали к восточнославянской цивилизации. У нас богатейшее культурное наследие. Поэтому не стоит бояться менять школьную программу. Некоторые произведения, которые позволяют ошибочно трактовать историю нашей страны, мы заменяем на другие, но тех же авторов, чтобы взгляд на прошлое был полнее и достовернее.

kurak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter